Рекомендации по устранению конфликтных ситуаций.

Инфо по психологии » Социальная психология » Рекомендации по устранению конфликтных ситуаций.

Конфликт - это противоборство двух и более сторон с целью овладения предметом конфликта или его изменения.

Элементы конфликта:

- предмет - на что направлены усилия сторон, что «не поделили»;

- основание - глубинная причина;

- инцидент - «последняя капля», момент начала конфликта;

- мотивы сторон - причины вступления в конфликт, часто скрываются конфликтующими сторонами.

Виды конфликтов.

- деловой или развивающий конфликт характеризуется конкретным предметом; действия сторон направлены на овладение предметом, а не на противоборствующую сторону; действия конструктивны и ведут к разрешению, похож на спор, но имеет эмоциональные оттенки;

- эмоциональный или лавинообразный, характеризуется возникновением по незначительному поводу; взаимной неприязнью сторон; действия направлены не на предмет, а на противоположную сторону; с усилением эмоционально выраженного поведения;

- скрытый, характеризуется слабой выраженностью; является затяжным; имеет тенденцию мелких «вспышек».

Ошибочные поведенческие реакции в ситуации конфликта:

1. Непризнание собственной вины.

2. Собственные промахи выдаются как ошибки другой стороны.

3. Сокрытие собственных потребностей.

4. Принятие «боевой стойки».

5. Запуск в ход уязвимых мест соперника.

6. Припоминание прежних обид.

7. Перебивание соперника.

8. Проявление личной антипатии.

9. Мелочные придирки.

10. Принижение личности соперника.

11. Угрозы.

12. Навязывание своей точки зрения.

13. Негибкость поведения.

14. Показная занятость. -' -15. Проявление некомпетентности.

16. Неискренность.

17. Несдержанность.

18. Нарушение «личного пространства».

Способы выхода из конфликтов:

Из делового конфликта выходить не следует, но не допускать его пре вращения в эмоциональный. Для этого необходимо строго следить за сохранением предмета конфликта. Такой конфликт носит позитивный характер (в споре рождается истина). Заканчивается: победой одной из сторон, компромиссом или объединением конфликтующих сторон.

Для выхода из эмоционального конфликта есть два способа: превращение его в деловой, путем возврата к его предмету: и пресечение, путем запрета на его продолжение; разведения конфликтующих сторон; ссылки на инструкцию и т.д

Способами выхода из скрытого конфликта являются: его вскрытие и превращение в деловой; либо разъединение конфликтующих сторон (что иногда очень сложно сделать).

Способы профилактики конфликтов:

3. Использовать рекомендации по эффективному общению (см. выше).

2. Устранять предмет конфликта.

3. Изменить значимость предмета конфликта.

4. Сокращать число конфликтующих сторон.

5. Осуществлять наблюдение за характером отношений, использовать

возможности обратной связи и использовать способы выхода из конфликта в самом его начале.

6. Вводить правила, регламентирующие права на предметы конфликта.

7. Привлекать «третейского судью».

8. Побуждать потенциально конфликтующие стороны к отказу от

предмета конфликта.

9. Подчеркивать общность интересов и целей.

9. Формировать группы, в частности - спортивные команды, с учетом психологических рекомендаций.


Л.С. Выготский: теория высших психических функций
Автором новаторской концепции, оказавшей влияние на развитие мировой психологической мысли, был Л.С. Выготский (1896 – 1934). Не ограничившись общими формулами марксистской философии, он предпринял попытку почерпнуть в ней положения, которые позволили бы психологии выйти на новые рубежи в ее собственном проблемном поле. Марксизм утверж ...

Концепция памяти по видам информации
В последние годы стали приобретать большое значение факты о том, что хранение различных видов информации у человека и животных осуществляется разными мозговыми структурами. Результаты клинических наблюдений показали, что у человека существует по меньшей мере две разных системы для усвоения и запоминания информации разного вида. Выбор си ...

Вербальные средства общения
Как бы ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но деловое общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т.е. принимает вербальную, или словесную форму. При этом частично искажается смысл информации, частично происходит ...