Внутриличностные конфликтыСтраница 1
Категория внутриличностных конфликтов объединяет психологические конфликты, состоящие в столкновении различных личностных образований (мотивов, целей, интересов и т.д.), представленных в сознании индивида соответствующими переживаниями.
Отечественные исследователи (см., например, Н.В. Гришину, Ф.Е. Василюка, А Кармина и др.) подразделяют все концепции, описывающие механизм внутриличностного конфликта по определению предмета столкновения (или по критерию связи со внешней средой): интрапсихические, ситуативные и когнитивистские. www.edubrilliant.ru
1. Психодинамические (интрапсихические) концепции опираются на биопсихическую основу индивида и представлены в теориях З. Фрейда, К.Г. Юнга; А. Адлера; Э. Фромма; К. Хорни.
2. Ситуационные подходы, опирающиеся на представление конфликта как реакции на внешнее стечение обстоятельств представлены в работах бихевиористов Д. Скинера, необихевиористов Н. Миллера, Дж. Долларда.
3. Когнитивистские концепции основываются на понимании конфликта как познавательного феномена, встречаются в работах К. Роджерса; А. Маслоу; К. Левина; В. Франкла; Л. Фестингера.
Специфика внутриличностного конфликта состоит в следующем:
1. особенность структуры конфликта – отсутствие субъектов конфликтного противостояния в лице отдельных личностей или групп, сторонами конфликта становятся различные внутриличностные образования;
2. специфичность форм протекания и проявления: такой конфликт протекает в форме тяжелых переживаний, сопровождается специфическими состояниями страхом, депрессиями, стрессом, может вылиться в невроз или психоз;
3. латентность протекания как для окружения, так зачастую и для самого индивида.
Внутриличностные конфликты можно разделить на 2 группы, исходя из природы противоречий, лежащих в основе конфликта:
· результат перехода объективных противоречий во внутренний мир человека (моральные, адаптационные конфликты);
· возникающие из противоречий внутреннего мира личности как отражение отношения личности к окружающей среде (мотивационные конфликты, неадекватная самооценка).
Исторически одной из самых влиятельных в психологии оказалась традиция, рассматривающая мотивационные конфликты. Классиком в этой области признан Курт Левин, который выводил их из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида. Предметом изучения для него стали мотивы, вступающие в борьбу по причине несовместимости и одновременной актуализации. К конфликтному Левин относил одновременное воздействие на индивида противоположно направленных мотивов равной величины. При этом он различал 3 варианта течения этих конфликтов.
1. Альтернативы в равной мере привлекательные, но взаимноисключающие друг друга (Буриданова ослица). Здесь ключевым являются факторы значимости и единовременности, без которых конфликта как такового бы просто не было.
2. Альтернативы в равной мере непривлекательные (выбор из двух зол, где нет меньшего).
3. Одна и та же цель в равной мере, но в разных аспектах является и привлекательной, и непривлекательной одновременно. Внутренняя борьба в этом случае связана со взвешиванием всех за и против.
Э. Эриксон связывает устойчивые внутриличностные конфликты с возрастными кризисами:
№ |
возраст |
Содержание кризиса |
1 |
0-1 год |
Доверие-недоверие |
2 |
1-3 года |
Автономия – стыд, сомнение |
3 |
3-6 |
Инициатива – чувство вины |
4 |
6-12 |
Трудолюбие – чувство неполноценности |
5 |
12-19 |
Я-идентичность – смешение ролей |
6 |
20-25 |
Близость-изоляция |
7 |
26-64 |
Порождение, творчество – застой |
8 |
65 - смерть |
Интеграция - отчаяние |
Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания у младших школьников. Задачи, методы и организация исследования
В данной работе нами поставлена цель – на основе теоретического анализа научных подходов к пониманию сущности, структуры и экспериментального исследования внимания выявить детерминанты, обусловливающие его развитие в процессе раннего онтогенеза, на этой основе обосновать рекомендации по развитию процесса внимания у младших школьников.
...
Психологическая готовность к школьному обучению. Коммуникативная
готовность
Коммуникативная готовность заключается в том, что ребенок может нормально взаимодействовать с людьми по правилам, нормам. В дошкольные годы социализация детей позволяет им преодолеть агрессивность, они становятся более внимательными, заботливыми, готовыми сотрудничать с другими детьми. Дошкольники умеют даже "вчувствоваться" в ...
Исследование отношения к браку у лиц 25-35 лет. Организация
и методика проведения исследования
Рабочий план исследования.
Исследование включило в себя следующие этапы:
1) определение поля и объекта исследования - подбор респондентов;
2) разработка программы исследования предмета анализа, гипотез, вопросов;
3) тиражирование вопросов, для желательного освещения в сочинении;
4) сбор первичной информации и ее обработка (без помо ...