НЛП и сенсорная информация

Очень большое внимание в НЛП уделяется работе с сенсорными каналами информации. Огромную роль в том, как именно человек воспринимает мир, играют, по мнению НЛП, качества ощущений, выражаемые в мелких различениях сенсорных систем, в характеристиках внутренних репрезентаций, которые составляют опыт восприятия человека – так называемые «субмодальности»

Субмодальности рассматриваются в рамках НЛП как наиболее фундаментальный операционный код человеческого мозга. Невозможно подумать о чём-то или восстановить какое-нибудь переживание без того, чтобы оно имело субмодальную структуру в то же время легко не осознавать субмодальную структуру переживания до тех пор, пока на это не будет обращено сознательное внимание.

«Наиболее интересное свойство субмодальностей заключается в том, что происходит, когда вы их изменяете. Некоторые из них могут быть изменены безнаказанно и не производят различий. Другие могут быть важнейшими по отношению к отдельным воспоминаниям, и их изменение полностью меняет наше отношение к переживанию. Обычно воздействие и смысл воспоминания или мысли в большей степени является функцией небольшого числа важнейших субмодальностей, а не его содержания»[6].

Существуют субмодальности зрительные (яркость, перспектива, размер, цвет, насыщенность, фокус и т.д.), слуховые (высота звука, громкость, тембр и т.д.) и кинестетические (давление, движение, форма, текстура и т.д.).

Насколько важны субмодальности в НЛП, можно судить по тому, что существует специальная техника, с помощью которой человек научается регулировать интенсивность переживаний (в основном это касается неприятных или травмирующих воспоминаний) посредством субмодальных изменений. Техника заключается в следующем:

1. Выбор ситуации. Выбрать неприятную ситуацию. Если вы работаете со звуком, тогда желательно, чтобы она была связана с разговором. Если со зрительными образами, тогда это не важно. Главное – картинка.

2. а) Выяснение ведущих субмодальностей. Работа со звуком. Сделайте звук тише, затем громче. Можно представить, что перед вами регулятор громкости. Или дистанционный пульт от телевизора, и вы уменьшаете звук. А возможно, это вас получится само собой. Изменяйте звук, делая его глухим, ясным, мелодичным, дребезжащим, плавным, прерывистым.

2. б) Выяснение ведущих субмодальностей. Работа с изображением. Отодвиньте картинку, приблизьте картинку. Если не получается сразу, можно попробовать взять её руками и ими и отодвинуть. Сделайте картинку яркой или размытой, цветной. Посмотрите, что влияет сильнее, с ним и работайте.

3. Изменение оценки ситуации. После того как вы смогли уменьшить звук, отвлекитесь, потом попробуйте вспомнить ситуацию в первоначальном варианте и опять уменьшите громкость. Так надо сделать раз 5–7. Учтите, что уменьшать громкость надо очень быстро, стараясь с каждым разом делать всё быстрее и быстрее. Вспоминать можно и медленно, а вот уменьшать звук надо стараться чрезвычайно быстро. При работе с изображением сделайте то же самое с расстоянием. Или с яркостью, если она влияет сильнее. Или с размытостью, и так далее.

4. Проверка. Попробуйте после этого восстановить ситуацию в первоначальном виде. Если всё работает – звук сам, без вашего вмешательства, станет тише; либо картинка сама отодвигается, становится размытой и тому подобное. Если нет – попробуйте сделать пункт 3. ещё раз, но на большей скорости. Если не получится, попробуйте проделать всё то же самое, но не уменьшать звук, а отодвигать картинку. То есть попробуйте не со звуком, а с изображением. А если работали с изображением, попробуйте со звуком.

5. Обучение подсознания. А теперь обучите подсознание делать это автоматически. Это не означает, что вы больше не сможете вспоминать неприятные ситуации. Это означает, что ваше бессознательное само теперь сможет выбирать наиболее подходящую интенсивность переживаний. А теперь надо попробовать объяснить подсознательному то, что мы от него хотим. Для этого проделайте пункты 1–4 ещё с 2–3 ситуациями.

6. Проверка работоспособности. А теперь вспомните любую неприятную ситуацию. Если она сама изменится в сторону уменьшения интенсивности переживаний, то всё работает. В данном упражнении стоит обратить внимание на следующее. Для некоторых главное в ситуации будет отдаление картинки, а звук будет не столь важен. Для других основное – это звук; то, что ему говорят. Тогда ему лучше работать с ним. Обычно у таких людей одновременно с уменьшением звука картинка тоже отдаляется, либо темнеет, либо покрывается туманом и т.п.[7]

По-другому подход НЛП можно сформулировать и так: хороший способ быть всегда разочарованным – функционировать вне своего внутреннего мира, стараясь найти во внешнем мире то, что бы ему соответствовало. Большинство людей обладают весьма неразвитыми сенсорными способностями. Из-за этого огромное количество опыта проходит мимо них. Итак, самый лучший способ разочароваться – сконструировать образы того, какими должны быть вещи, и затем делать всё, чтобы они таковыми стали. Вы будете разочарованы всегда, когда мир не совпадёт с вашими представлениями. Это безошибочный способ сохранения хронического разочарования – поскольку мир никогда не присоединится к вашим представлениям.


Развитие интеллекта человека: периоды и стадии развития
Пиаже выделяет три главных периода развития: 1. Сенсомоторный интеллект (от рождения до 1,5 лет). 2. Конкретно - операциональный (репрезентативный) интеллект (от 1,5—2 лет до 11 лет). 3. Формально-операциональный интеллект (с 11 — 12 до 14—15 лет). Каждую стадию Пиаже характеризует двояко: положительно (как результат дифференциации, ...

Супружеский тип семьи
В последние десятилетия наблюдается зарождение еще одного типа моногамии, который Голод С.И. условно назвал супружеским . В такого рода семье стратегическое отношение оп­ределяется не родством (как в патриархальной) и не родительством (как в детоцентристской), а свойством. Понять это можно так. Норма семейной жизни меняется: родители в ...

Когнитивное звено преступного поведения
Вслед за формированием мотивов преступного поведения наступает этап принятия решения. Мотивация, планирование и исполнение преступления составляют механизм преступного поведения при совершении умышленных преступлений. У лиц с психическими аномалиями все три этапа этого механизма исследованы пока недостаточно и при их изучении целесообр ...