Общение как передача информации

Обмениваясь информацией, каждый из партнеров является активным субъектом в процессе совместной деятельности. Важную роль при этом играет значимость информации, благодаря чему партнеры пытаются сделать общее содержание, одинаковое понимание ситуации. Это возможно только при условии, что информация понятна и осмысленна. Поэтому в коммуникативном процессе соединена деятельность, общение и познание.

Общую модель общение взято из теории информации, где это понимают как процесс, с помощью которого закодированное определенным источником (отправителем) сообщение передаётся через канал связи в назначенный пункт (адресат), где происходит его раскодирование. При такой модели коммуникативный процесс рассматривается как обмен информацией между людьми, а основная его цель – обеспечить понимание информации, что является предметом обмена.

Обмен информацией предполагает также психологическое влияние одного партнера на поведение другого с целью его изменения. А это возможно только тогда, когда партнеры пользуются одной или близкими системами кодификации и декодификации, то есть «общаются на одном языке».

Эффективность коммуникации чаще всего определяется тем, удалось ли повлиять субъектам общения друг на друга, уточнялась ли, изменялись ли, развивалась ли информация, мысль собеседника. Именно в этом проявляется специфика человеческих коммуникаций в отличии от той, которая описывается теорией информации. Доказано, что на первом уровне обмена выравниваются отличия в в исходящей информации, которая есть у индивидов, которые вступили в контакт. На втором передаются и принимаются самые важные значения (информирование, учение, инструктаж и др.). И, наконец, на третем уровне индивиды стремятся понять взгляды и установки друг друга (согласие, несогласие, сопоставление взглядов).

В социальной психологии отделяют коммуникацию вербальную (словесную) и невербальную. Способом первой является речь, второй – оптико-кинетические системы знаков (жесты, мимика, пантомимика), пара- и экстралингвистическая система (интонации, паузы и т.п.), система организации пространства и времени коммуникации, а также система «контакта глазами».

С развитием компьютерных технологий, появлением интернета начали говорить о виртуальной коммуникации (виртуальное общение).


Пcиxoкoppeкция и психопрофилактика отклонений и нарушений в развитии ребенка
Следуя традиционным представлениям о психологических воздействиях в контексте нормального онтогенетического развития, «психокоррекция» рассматривается как совокупность психологических средств и методов по «созданию оптимальных возможностей и условий для полноценного и своевременного психического развития». Это существенно расширяет само ...

Содержание социокультурной теории личности К. Хорни
На творчество одного из лидеров неофрейдизма К. Хорни оказала серьезное влияние ситуация социальных потрясений, в которые вошел мир в период второй мировой воины, связанных с установлением фашистского господства в Германии и фашистской оккупации Европы. Как и другие последователи Фрейда, она придавала важное значение бессознательным про ...

Техника преодоления кризисной (тупиковой) ситуации
Эта техника применяется в рамках НЛП, когда человек уже использовал все возможности и не знает, какой сделать следующий шаг. Это может быть представлено словами: «Я не знаю, что делать дальше…», «У меня нет выбора…», «Я в тупике…» Иначе – когда человек не способен выбрать хоть какую-то цель, к которой он мог бы стремиться, и при этом по ...