Общение как передача информации

Обмениваясь информацией, каждый из партнеров является активным субъектом в процессе совместной деятельности. Важную роль при этом играет значимость информации, благодаря чему партнеры пытаются сделать общее содержание, одинаковое понимание ситуации. Это возможно только при условии, что информация понятна и осмысленна. Поэтому в коммуникативном процессе соединена деятельность, общение и познание.

Общую модель общение взято из теории информации, где это понимают как процесс, с помощью которого закодированное определенным источником (отправителем) сообщение передаётся через канал связи в назначенный пункт (адресат), где происходит его раскодирование. При такой модели коммуникативный процесс рассматривается как обмен информацией между людьми, а основная его цель – обеспечить понимание информации, что является предметом обмена.

Обмен информацией предполагает также психологическое влияние одного партнера на поведение другого с целью его изменения. А это возможно только тогда, когда партнеры пользуются одной или близкими системами кодификации и декодификации, то есть «общаются на одном языке».

Эффективность коммуникации чаще всего определяется тем, удалось ли повлиять субъектам общения друг на друга, уточнялась ли, изменялись ли, развивалась ли информация, мысль собеседника. Именно в этом проявляется специфика человеческих коммуникаций в отличии от той, которая описывается теорией информации. Доказано, что на первом уровне обмена выравниваются отличия в в исходящей информации, которая есть у индивидов, которые вступили в контакт. На втором передаются и принимаются самые важные значения (информирование, учение, инструктаж и др.). И, наконец, на третем уровне индивиды стремятся понять взгляды и установки друг друга (согласие, несогласие, сопоставление взглядов).

В социальной психологии отделяют коммуникацию вербальную (словесную) и невербальную. Способом первой является речь, второй – оптико-кинетические системы знаков (жесты, мимика, пантомимика), пара- и экстралингвистическая система (интонации, паузы и т.п.), система организации пространства и времени коммуникации, а также система «контакта глазами».

С развитием компьютерных технологий, появлением интернета начали говорить о виртуальной коммуникации (виртуальное общение).


Предупреждение профессионального стресса
В настоящее время все большее внимание специалистов привлекают новые технологии предупреждения и преодоления профессионального стресса. Некоторые из них направлены на адекватное информирование представителей коммуникативных профессий о ранних признаках «выгорания» и факторах риска. Чем раньше и больше узнают врачи о том, как возникает и ...

Понятие СДВГ, внешнее проявление, признаки и причины
СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности — доставляет немало проблем не только его обладателю, но и окружающим его людям — родителям, учителям, воспитателям. Современный взгляд на эту проблему рассматривает возможность эффективной коррекции этого заболевания с помощью тренировок тех психических процессов, которые оно ограничив ...

Период конкретных (элементарных) операций
Умственные способности ребенка достигают нового уровня. Это начальный этап интериоризации действий, развития символического мышления, формирования семиотических функций, таких, как язык и умственный образ. Складываются мысленные наглядные представления объектов; ребенок обозначает их названиями, а не прямыми действиями. Конкретно - опе ...