Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания. Факторы, влияющие на девиантное поведение детей подростков
Страница 1

Инфо по психологии » Детская проституция как форма проявления девиантного поведения детей » Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания. Факторы, влияющие на девиантное поведение детей подростков

Основная задача образования - дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в общест­ве, найти свое место в жизни, а также раз­вить свои потенциальные способности.

Количество школьников, которых вы­деляют как учащихся с девиантным пове­дением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается чис­ло провоцирующих факторов, способст­вующих формированию отклоняющегося поведения. Понятия «девиантное» и «отклоняющееся» поведение являются сино­нимами.

Отклоняющееся поведение - система поступков или отдельные поступки, про­тиворечащие принятым в обществе пра­вовым или нравственным нормам.

Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. И свидетельством тому является принятие в 1999 г. Федерального закона «Об основах системы профилакти­ки безнадзорности и правонарушений не­совершеннолетних» и закона «О профи­лактике безнадзорности и правонаруше­ний несовершеннолетних в г. Москве». В них записано, что профилактика безнад­зорности и правонарушений - это систе­ма социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способ­ствующих безнадзорности, беспризорнос­ти, правонарушениям и антиобществен­ным действиям несовершеннолетних.

В систему профилактики безнадзорно­сти и правонарушений несовершеннолет­них входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населе­ния и органы управления образованием, учреждения опеки и попечительства, здравоохранительные организации, служ­бы занятости и органы внутренних дел. Однако для того, чтобы профилактичес­кая деятельность тех или иных служб была эффективной, необходимо осознать, что отклоняющееся поведение имеет слож­ную природу, обусловлено разнообразны­ми взаимодействующими факторами. Среди них важнейшее значение имеют:

Биологические факторы - это неблаго­приятные физиологические или анатоми­ческие особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, де­фекты слуха и зрения, повреждения нерв­ной системы, телесные дефекты, дефек­ты речи и др.)

Психологические факторы - это психо­патологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нерв­но-психических заболеваниях, психопа­тии, неврастении, пограничных состояни­ях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка.

Социально-психологические факторы. Они выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспита­ния, в их основе - игнорирование поло­возрастных и индивидуальных особенно­стей детей, приводящее к нарушениям процесса социализации.

Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка мо­гут быть неблагополучие семьи, опреде­ленные стили семейных взаимоотноше­ний, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся, а именно:

· дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, ког­да не выработаны единый подход, общие требования к ребенку;

· конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;

· асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье. Для нее характерны систематическое употребление алкого­ля, наркотиков, проявление немотивиро­ванной «семейной жестокости» и насилия.

Анализ семьи и ее воздействий на пси­хосоциальное развитие ребенка показыва­ет, что у большой группы детей наруше­ны условия их ранней (первичной) соци­ализации. В связи с этим невозможно от­делять проблемы ребенка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания и особенности взаимоотношений родите­лей и детей.

Страницы: 1 2


Выделение психологии в самостоятельную науку
Предпосылки выделения психологии в самостоятельную экспериментальную науку: 1. Естественно-научные предпосылки: (смотри предыдущий вопрос); 2. Теоретические предпосылки: появление новых философских идей- Герберт Спенсер («социальный дарвинизм»); развитие ассоцианистской концепции в трудах Джеймса Миллл и Джона Стюарта Милля («ментальн ...

Развитие интеллекта в ранней и средней взрослости
С помощью методики Р. Амтхауэра изучались особенности интеллектуального развития студентов 18 – 19 лет, а также в ранней и средней взрослости (врачи 22 – 35, 36 – 45 и 46 – 60 лет). По результатам уровневого анализа интеллектуального развития 18–19-летних студентов-медиков выявлены: идентичность интеллектуальных профилей у юношей и дев ...

Статусно-позиционно-ролевая область затруднений
Эта область затруднений в общении обусловлена целым рядом глубинных причин: семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения, системы, региона, города и т.д. Такие затруднения в общении чаще всего возникают в условиях асимметрии статусов, позиций, в ситуациях нарушения прав и обязанностей конвенциональных ...