Контрольная концепция Карвера - Шайера
Страница 1

Инфо по психологии » Современные зарубежные концепции эмоций » Контрольная концепция Карвера - Шайера

Так же как и в предшествующей модели, кибернетические схемы и идеи легли в основу этой концепции эмоций созданной в 1996 году Карвером, Лоренс и Шайером. Эти авторы опирались на уже заметную традицию рассматривать эмоции как механизм вполне рационального поведения. В результате эти идеи привели их к созданию модели природы эмоций, которую они определили как "самоспасительная модель", потому что, не претендуя на статус истинной, она позволяет понять различные варианты участия эмоций в регуляции поведения. В основе своей концепции авторы кладут понятие цели, считая, что именно целенаправленный характер является краеугольным камнем человеческого поведения. "Цели обеспечивают структуру, которая определяет жизнь людей. Более того, цели могут быть динамичными - они являются не только конечными пунктами, но и путями согласования", - пишет Карвер. Такое понимание вводит в построение моделей эмоций процесс целеобразования, ранее отсутствовавший в кибернетических моделях эмоций, в отличие от психологических моделей.

Цели могут быть:

выражены на разных уровнях абстракции - в очень конкретной форме (например, уровень мышечного напряжения) или в очень абстрактной (например, достоинство в поведении человека);

достаточно узкими и легко достижимыми (включение света), но могут быть весьма развернутыми и достижимыми лишь в течение длительного времени (репутация или материальное благополучие).

Главное для авторов данной концепции то, что цели есть перевод абстрактных идей и схем в конкретное качество поведения. В то же время для Карвера, Лоренс и Шайера очевидно, что цели могут организовывать поведение только благодаря наличию контроля в виде обратной связи, понимаемой в духе модели TOTE (Test - Operate - Test - Exit) Миллера, Галантера и Прибрама. На основе этой модели теоретики данной концепции описывают свою схему цикла негативной обратной связи, уменьшающей рассогласование между наличным состоянием и состоянием, намеченным в цели как личный эталон или рекомендуемая ценность.

При обнаружении рассогласования включается "выпускная функция", которая приспосабливает поведение таким образом, чтобы приблизить эмоциональное состояние человека к поведению, выступающему эталоном сравнения, уменьшая тем самым рассогласование. Этот механизм Карвер, Лоренс и Шайер считают имплицитным, т.е. непрерывно и неосознанно действующим, обеспечивающим процесс сравнения желаемых эмоциональных состояний с возникающими и соответствующей их корректировки.

Важным аспектом этой теории можно считать иерархию в саморегуляции, без учета которой невозможно объяснить сложность и гибкость человеческого поведения. Соответственно, более высокостоящий цикл обратной связи обеспечивает за счет своей "выпускной функции" ценности для цикла подчиненного, нижестоящего. На высшем уровне ценности эквивалентны ценностям "идеального Я", или "идеальных взаимоотношений", или "идеального общества". Они реализуются на следующем, подчиненном уровне принципов, принципов, которым люди следуют в своём поведении, то есть качество самых разных их действий соотносится с этими принципами. Затем следует уровень конкретных программ поведение и т.д. При этом совсем не обязательно в каждый конкретный акт поведения должны быть включены высшие уровни саморегуляции. Зачастую вполне достаточно уровня конкретных программ (бытовые действия: уборка или приготовление пищи).

Сложность заключается в том, что даже на данном уровне регуляции одновременно могут быть актуальны несколько целей, совместимых или взаимно исключающих друг друга по своим ценностям ("быть бережливым" вовсе не исключает "быть строгим", но "быть бережливым" - несовместимо с меценатством). Уменьшать рассогласование по отношению к одной в последнем случае означает увеличение рассогласования по отношению к другой, то есть имеет место внутренний конфликт, который некоторые исследователи считают основным источником неудовлетворенности жизнью.

Соответственно авторы постулируют и циклы позитивной обратной связи, усиливающие рассогласование, когда актуально намеченная ценность обладает нежелательным качеством. При этом задача такого цикла заключается в максимальном дистанцировании "ценности - помехи" от "истинной ценности".

Житейские представления о том, что позитивные эмоции возникают при достижении желаемых целей, а негативные - при их недостижении, оставляют, по мнению Карвера, Лоренса и Шайера, необъяснимым то, что иногда достижение целей вызывает негативные эмоции, а позитивные эмоции возникают задолго до того, когда можно с уверенностью сказать о достижении цели. Выходя за рамки традиционных представлений, теоретики данной концепции говорят о наличии второго вида обратных связей, надстроенного над первым, но действующего ортогонально иерархической организации регуляции поведения и параллельно с функцией отслеживания. Они говорят о том, что эта система служит функции мета-отслеживания, или отслеживания того, как работает система обратных связей первого типа. Именно с этой системой связаны эмоциональные процессы, зависящие не только от достижения или недостижения целей, но и от того, происходит ли уменьшение рассогласования и, наконец, соответствует ли процесс достижения имеющимся на этот счет ожиданиям (функция мета-отслеживания). В результате они приходят к следующим вариантам, которые представлены в этой таблице:

Поведенческая ситуация

Происходящее в цикле действия

Происходящее в цикле мета-отслеживания

Эмоция

1. Приближение к цели есть, но в степени, соответствующей норме

Ослабление рассогласования

Нет рассогласования

нет

2. Приближение к цели есть, но в степени, ниже нормы

Ослабление рассогласования

Негативное рассогласование

негативная

3. Приближение к цели есть, но в степени, выше нормы

Ослабление рассогласования

Позитивное рассогласование

позитивная

4. Нет приближения к цели

Нет ослабления рассогласования

Негативное рассогласование

негативная

Страницы: 1 2


Условия психического развития в ранней юности
Условия психического развития в ранней юности связаны с поиском смысла жизни и могут иметь несколько вариантов (И.А. Кулагина, 1996): 1. Развитие носит бурный характер поиска и сомнений. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых затруднено. Поиск идеала и невозможность его найти приводи ...

Проблема формирования культуры профессионального мышления в теории и практике подготовки учителей. Состояние сформированности культуры профессионального мышления у учителей
По мнению А.И. Пискунова, главной функцией школьного учителя является «максимальное обеспечение развития всех сторон личности ребенка, подростка, юноши, нравственного, в самом широком его понимании, эстетического, физического, интеллектуального с учетом индивидуальных возможностей, интересов и склонностей, что в совокупности и составляе ...

Ранняя юность (15 – 17 лет). Общая характеристика возраста
В отечественной возрастной психологии возраст старшего школьника (10-11 классы, 15-17 лет) принято относить к ранней юности. Содержание ранней юности как этапа развития личности определяется в первую очередь социальными условиями. Именно от социальных условий зависят положение молодежи в обществе, объем знаний, которыми ей надлежит овла ...