Волевая сфера у подростков с девиантным поведением
Страница 2

Инфо по психологии » Волевая сфера подростков с девиантным поведением » Волевая сфера у подростков с девиантным поведением

Сложным представляется вопрос о волевом компоненте агрессивного состояния. Так, по мнению Н.Д. Левитова, «в агрессивном действии имеются все формальные качества воли: целеустремленность, настойчивость, решительность, в ряде случаев — инициативность и смелость. Агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует вышеуказанных качеств». [25]

Обсуждение волевого компонента агрессивного состояния связано с проблемой силы воли, которая проявляется, очевидно, не столько в умении просто «сдерживать» агрессию, сколько в способности личности управлять своим агрессивным состоянием и агрессивными действиями. [13]

В отличие от подростков с девиантным поведением, социально адаптированный подросток почти всегда владеет с той или иной степенью своими желаниями. Самоконтроль - не только волевая функция, но и навык, приобретаемый усвоением социальных и нравственных норм, воспитанием. Способствует самоконтролю знание последствий злоупотребления, ценностные ориентиры, личные, социальные цели, перспектива достижения которых весомее (и соизмерение для индивидуума доступно), чем сиюминутное удовольствие. Соотношение стремления к удовольствию и самоконтроля у подростков с девиантным поведением таково, что подросток оказывается уязвимым. В этом - опасность девиантного поведения, и тем большая, чем моложе возраст.[29;32]

У подростков с девиантным поведением часто обнаруживается недостаточность личной мотивации поведения - оно диктуется группой. В своих рассказах молодые люди употребляют практически только местоимения множественного числа, даже если речь идет о ситуациях нейтральных, не связанных с проступками (вне попытки уйти от ответственности).

Нарушения волевой регуляции у подростков с девиантным поведением влекут за собой потребность в социальном одобрении, поддержке, признании, это является значимым для подростков. Известно, что правонарушения, и даже преступления подростков происходят в атмосфере демонстративности, когда другие подростки и «сочувствующие» видят социальный статус, уровень материальной состоятельности, некоторую «успешность», получаемую при помощи преступления, в связи с чем подросток неспособен контролировать свое желание быть на виду, выглядеть успешнее. Вероятно, это связано с потребностью в социальной оценке, желание «быть на виду» может быть еще одной причиной, вызывающей девиантность поведения.[14]

Исследования личности открывают, что подражательность, внушаемость и подчиняемость в поведении основанием имеют низкий интеллектуальный уровень, неразвитость волевой сферы, нравственных, этических представлений. Это сочетание лишает возможности критически оценивать поведение других, определить линию, принципы собственного поведения. Слабость волевой сферы проявляется и нестойкостью интересов, и неспособностью к организованной, последовательной деятельностью. Праздность не тяготит, с трудом переносится одиночество. Они не могут себя занять, им «скучно».[16;23;26]

Слабость контроля за поведением и своими влечениями, подражательность действий объясняют употребление одурманивающих средств - способ без усилий получить удовольствие опьянения, полнее слиться с группой. Эти же качества в сочетании с особенностями аффективной сферы и с уровнем развития нравственности объясняют другие наряду с наркотизацией формы девиантного поведения.[35]

Специфичность механизмов волевой регуляции у подростков с девиантным поведением заключается в нарушении волевых действий и умения преодолевать препятствия (в том числе, противоположно направленные цели и мотивы). Последнее может вызывать у подростков с девиантным поведением стремление к аффективной разрядке и являться провокатором очередного срыва.[7;14;18]

Страницы: 1 2 


Особенности депривации психического развития в младенчестве
Дети, попадающие в дом ребенка, часто имеют плохую наследственность: отягощенность алкоголизмом и наркоманией, врожденную психическую и неврологическую патологию. Они имеют врожденные психические аномалии, так как зачатие такого ребенка происходит или в состоянии опьянения, или отягощается использованием будущей матерью различных средст ...

Концепция развития памяти
Вопрос о развитии памяти породил большие споры в психологии. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей, так называемого дошкольного возраста, не имеют классического однообразия. Л.С. Выготский показывал, что ни по одной теме современной психологии нет стольк ...

Волшебные очки
Взрослый приносит в группу коробочку с сюрпризом и торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки . Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называе ...