Генезис взаимоотношений детей младшего школьновозраста со сверстникамиСтраница 3
Уже в этом возрасте дети отчетливо делят сверстников по отношению к ним: одним дают максимальное количество положительных оценок, отзывы о них эмоциональны, ярки, фиксируют высокую степень признания и уважения; другим столь же ярко адресуются отрицательные характеристики, осуждаются негативные проявления этих детей, высказывается недовольство их поступками и отношениями. Следует отметить, что уровень популярности при любой модальности определяется степенью проявленности, действенности личностных качеств ребенка: чем сильнее, ярче, концентрированнее те или иные качества ребенка в общении, учебе, общественной деятельности, тем выше уровень его признания или единодушного осуждения. При этом замечено, что дети, раскрывающиеся в отношении со сверстниками в основном с положительной стороны, на любом уровне популярности оказываются более рефлексивными, чем школьники с выраженным комплексом негативных качеств. Высокий уровень рефлексии способствует быстрому усвоению ребенком общественно значимых критериев оценки и соответствующих отношений, выделению нравственных качеств личности, их оценке, формированию самооценки как одного из важнейших факторов сознания. Неразвитая рефлексия препятствует этому: ребенок не в состоянии правильно отнестись к предъявленным ему требованиям, увидеть свои недостатки и попытаться их исправить.
Данные изменения приводят к тому, что деловые связи начинают подкрепляться нравственной оценкой поведения каждого из ребят. Дети начинают делиться на различные группы, и если в первом классе причиной деления являются случайные внешние факторы, то во втором-третьем классе внимание уделяется общности интересов, нравственным качествам. Подробнее о положении ребенка в структуре класса речь пойдет в следующей главе.
Философско-психологические воззрения А.И. Герцена. Диалектика А. И.
Герцена. Мышление как продукт высшего развития материи
Важную веху в истории русской психологии составили философско-психологические воззрения А. И. Герцена.
Идеи, развитые А. И. Герценом в замечательной книге «Письма об изучении природы», отличаются прежде всего диалектикой. Прекрасно владея диалектическим методом, А. И. Герцену удалось установить единство философии и частных наук, единст ...
Взрослость (зрелость) - от 30 до 55-65 лет. Общая характеристика периода взрослости
Впервые экспериментально и теоретически проблемы развития взрослого были изучены в психологической школе Б.Г. Ананьева. В настоящее время в мировой психологической науке признается необходимость изучения периода взрослости. Основные положения психологии взрослых основываются на следующих фактах (Манукян В.Р.):
1. Развитие человека прод ...
Причины возникновения и компоненты эмоционального стресса
Причины возникновения эмоционального стресса связаны с экстремальными воздействиями, прежде всего, с влиянием организационных, социальных, экологических и технических особенностей деятельности. В основе его лежат нарушения информационно-когнитивных процессов регуляции деятельности. И в этой связи все те жизненные события, которые сопро ...