Внимание, виды и свойстваСтраница 1
Внимание
– осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием.
Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических концепций, как внимание. Часто вниманием объясняются успехи в учебе и работе, а невниманием – ошибки, промахи и неудачи. Особенности внимания с необходимостью диагностируются при приеме детей в школу, при отборе для самой разной профессиональной деятельности, а также для определения текущего состояния человека.
Внимание, на первый взгляд, нигде не выступает изолированно от других феноменов и не имеет своего отдельного специфического продукта, является психическим инструментом активности субъекта.
Внимание рассматривается как побочный продукт или характеристика других процессов. Например, в рамках гештальтпсихологии считалось, что все феномены внимания можно объяснить организацией внешних стимулов.
Вниманием можно управлять, используя внешние или внутренние инструменты, это управление не сводится к управлению деятельностью. Существуют специфические нарушения внимания, которые приводят к изменению поведения.
Критерии внимания:
1. Внешние реакции– моторные, поздно-тонические, вегетативные, обеспечивающие условия лучшего восприятия сигнала. К ним относятся поворот головы, фиксации глаз, мимика и поза сосредоточения, задержка дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции.
2. Сосредоточенность на выполнении определенной деятельности.
Он связан с организацией деятельности и контролем за ее выполнением.
3. Увеличение продуктивности когнитивной и исполнительной деятельности.
В данном случае речь идет о повышении эффективности «внимательного» действия (перцептивного, мнемического, мыслительного, моторного).
4. Избирательность(селективность) информации. Этот критерий выражается в возможности активно воспринимать, запоминать, анализировать только часть поступающей информации, а также в реагировании только на ограниченный круг внешних стимулов.
5. Ясность и отчетливостьсодержаний сознания, находящихся в поле внимания.
Степень внимания
– это характеристика его интенсивности.
Объем внимания
определяют как число простых впечатлений или стимулов, осознаваемых ясно и отчетливо. Степень и объем внимания связаны обратной зависимостью: увеличение объема воспринимаемых элементов приводит к уменьшению степени внимания, и наоборот.
Изменения общей направленности и объема внимания называют отвлечениями, или сдвигами внимания.
Виды внимания
Существует несколько разных классификаций видов внимания. По У. Джемсу, внимание может быть:
1. сенсорным
, т.е. непосредственным (если объект вызывает интерес сам по себе), или производным (опосредствованным, если объект вызывает интерес лишь по ассоциации)
2. непроизвольным
(пассивным, рефлекторным, не сопровождающимся чувством усилия)
Понятие возраста. Основные структурные
компоненты возраста. Понятие возраста
Возраст - одна из фундаментальных и сложных категорий возрастной психологии. Самое общее, формальное определение возраста имеет два значения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи – это абсолютный и условный возраст.
1. Абсолютный (календарный, или хронологический) возра ...
Технология тестирования
1. Достоинства метода тестов.
2. Недостатки тестирования.
3. Надежность тестов.
4. Валидность тестов.
5. Стандартизация тестов.
6. Достоверность теста.
Ключевые термины: оптимальная трудность, надежность теста, ошибка измерения, валидность теста, критерий валидности, прогностическая валидность, стандартизация теста, выборка станда ...
Формирование личности
Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и соответственно развития действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, как бы перерастают тот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивами. Явления такого п ...
