Внимание, виды и свойства
Страница 1

Внимание

– осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием.

Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических концепций, как внимание. Часто вниманием объясняются успехи в учебе и работе, а невниманием – ошибки, промахи и неудачи. Особенности внимания с необходимостью диагностируются при приеме детей в школу, при отборе для самой разной профессиональной деятельности, а также для определения текущего состояния человека.

Внимание, на первый взгляд, нигде не выступает изолированно от других феноменов и не имеет своего отдельного специфического продукта, является психическим инструментом активности субъекта.

Внимание рассматривается как побочный продукт или характеристика других процессов. Например, в рамках гештальтпсихологии считалось, что все феномены внимания можно объяснить организацией внешних стимулов.

Вниманием можно управлять, используя внешние или внутренние инструменты, это управление не сводится к управлению деятельностью. Существуют специфические нарушения внимания, которые приводят к изменению поведения.

Критерии внимания:

1. Внешние реакции– моторные, поздно-тонические, вегетативные, обеспечивающие условия лучшего восприятия сигнала. К ним относятся поворот головы, фиксации глаз, мимика и поза сосредоточения, задержка дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции.

2. Сосредоточенность на выполнении определенной деятельности.

Он связан с организацией деятельности и контролем за ее выполнением.

3. Увеличение продуктивности когнитивной и исполнительной деятельности.

В данном случае речь идет о повышении эффективности «внимательного» действия (перцептивного, мнемического, мыслительного, моторного).

4. Избирательность(селективность) информации. Этот критерий выражается в возможности активно воспринимать, запоминать, анализировать только часть поступающей информации, а также в реагировании только на ограниченный круг внешних стимулов.

5. Ясность и отчетливостьсодержаний сознания, находящихся в поле внимания.

Степень внимания

– это характеристика его интенсивности.

Объем внимания

определяют как число простых впечатлений или стимулов, осознаваемых ясно и отчетливо. Степень и объем внимания связаны обратной зависимостью: увеличение объема воспринимаемых элементов приводит к уменьшению степени внимания, и наоборот.

Изменения общей направленности и объема внимания называют отвлечениями, или сдвигами внимания.

Виды внимания

Существует несколько разных классификаций видов внимания. По У. Джемсу, внимание может быть:

1. сенсорным

, т.е. непосредственным (если объект вызывает интерес сам по себе), или производным (опосредствованным, если объект вызывает интерес лишь по ассоциации)

2. непроизвольным

(пассивным, рефлекторным, не сопровождающимся чувством усилия)

Страницы: 1 2


Заключение по материалам обследования
Фамилия Климов Имя Андрей Возраст 14 лет Учреждение образования МОУСШ № Класс (группа) 8 «Б» Мнение специалиста: По результатам психодиагностического исследования учащемуся была рекомендована индивидуальная психокоррекция, направленная на и снижение уровня тревожности, конфликтности и раздражительности. Рекомендации педагогу: При ...

Лекция по психологии для учителей 1–2 классов средней школы
Краткая аннотация Сегодня ни у кого нет сомнения, что большая часть проблем возникающих в здоровье и жизни человека носит психологический характер. Поэтому практическая опора на психологические знания в их разрешении очень актуальна. Особенно это важно в процессе педагогической деятельности. Проблема охраны психического здоровья детей ...

Психологические механизмы формирования интернет-аддикции. Достижение идеального «Я» в виртуальном образе
Создание виртуальных образов, зачастую очень далеких от реального образа, является компенсаторным механизмом, обусловливающим выраженную интернет-зависимость. Наиболее сильным провоцирующим фактором в данном случае является набор свойств интернет, как средства коммуникации. Анонимность и фактическая невозможность проверки предоставленно ...