Ребенок младшего школьного возраста в системе социальных отношений. Особенности и структура учебной группы
Страница 1

Инфо по психологии » Психологический портрет младших школьников с различным статусом в социометрической иерархии » Ребенок младшего школьного возраста в системе социальных отношений. Особенности и структура учебной группы

Развитие личности осуществляется в процессе установления различных: прямых и косвенных, непосредственных и опосредованных отношений с окружающей ребенка социальной средой, в процессе социального общения, формирующего и реализующего эти отношения. Ребенок, сфера социальных контактов которого ограничена по сравнению со взрослым, соприкасается с социальной средой через определенные звенья. Эти звенья составляют микросреду, т.е. то непосредственное окружение, взаимодействуя с которым ребенок развивается как личность. Микросреда имеет сложную внутреннюю структуру: в нее входят взаимоотношения с родителями, сверстниками, а также со взрослыми, которые непосредственно общаются с ребенком. Особенность микросреды не только в том, что это уменьшенное представительство макросреды (общества в целом), но и в том, что микросреда преломляет под своим специфическим углом воздействие макросреды и может сильно его трансформировать. Ребенок реально соприкасается со своей микросредой, активно взаимодействуя с ней, получая непосредственный личный социальный опыт, подкрепляемый также положительными и отрицательными эмоциями.

Для описания микросреды в социальной психологии существует понятие малая социальная группа. Малая группа – это “та первичная среда, в которой личность совершает свои первые шаги и продолжает далее свой путь развития.”[57] С первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность. Каковы же признаки малой группы? Х.Томе, Х. Фегер [58] считают, что решающими критериями для выделения малой группы является частота и продолжительность взаимодействия индивидов. А. Зингер [59] считает важным критерием число составляющих группу людей. Подавляющее же число социальных психологов основным признаком малой группы считают непосредственность контакта и личный характер общения.

Рассматриваемый нами школьный класс, вследствие длительности существования, частоты контактов, относительной стабильности состава, единства учебной деятельности также является малой социальной группой. По замечанию Л.И.Новиковой [60], школьная учебная группа – явление двойственное. С одной стороны, это результат прямых и косвенных, непосредственных и опосредованных педагогических воздействий, и с другой стороны, это саморазвивающаяся группа, действующая по собственно вырабатываемым правилам, не зависящим от мнения взрослых. Это симбиотичность находит свое выражение в структуре группы, состоящей из формальных и неформальных отношений. Я.Л.Коломинский, развивая эту мысль, подчеркивает, что «в многообразии аспектов важно не упустить основного, «генерального» разбиения: дифференциацию системы внутригрупповых отношений на две основные подсистемы – заданных деловых отношений и спонтанно возникающих личных взаимоотношений между членами группы» [28, с.48]. Т.Е.Конникова выделяет еще третью подсистему и обозначает ее как «гуманистические, собственно коллективистические» отношения. Эти отношения, в отличии от вышеописанных, не являются следствием естественного развития группы, а будут результатом длительной совместной деятельности, «направленной на заботу о людях». Исходя из этого определения, можно утверждать, что этот тип отношений изначально не присущ школьной группе. Поэтому в контексте изучения школьного класса необходимо вести речь о двух типах отношений: деловых, образующих формальную структуру, и личных, формирующих структуру неформальную.

Общая цель совместной деятельности, а так же общение школьников, реализующих адекватные этой деятельности социальные роли, приводят к установлению системы деловых отношений. А.С.Макаренко обозначал их как отношения ответственной зависимости. В литературе 70-80 годов формальная структура рассматривалась как система социальных ролей, часто задаваемых извне, и, включающая, к примеру, комсорга, старосту, представителей тех или иных советов. В современной школе эта система ролей в большинстве случаев упразднена. Изредка можно наблюдать официальные функции, такие как староста, координатор и т.д. Такие отношения в исследовании можно «нащупать», выявляя организаторские, деловые способности учеников, их успешность в совместной учебной деятельности. Наряду с формальной в процессе межличностного общения формируется и неформальная структура, которая характеризуется огромным количеством связей и отношений эмоционально-психологического характера. Неформальные отношения приводят к образованию малых первичных неформальных групп, члены которой связаны чувствами симпатии и дружбы. Ребенок может быть включен в одну группировку, другой сразу в две и более микрогруппы. Третьи же не занимают положения ни в одной; одни из них имеют дружеские отношения вне класса и довольствуются ими; другие в силу личностных особенностей не включены ни в какие неформальные группы. Последние могут быть слишком замкнутыми по той или иной причине, не идущими на контакт, не умеющими вступить в общение; или же сознательно не желающими включаться в систему межличностных отношений по причине, что не испытывают особой потребности в общении.

Страницы: 1 2


Влияние средств массовой информации
Наряду с семьей и системой образования сегодня к сильнейшим агентам социального влияния на личность все чаще относят средства массовой информации (СМИ): печать, радио, телевидение, Интернет. С одной стороны, это связано с глобальными макросоциальными изменениями. Мир рубежа веков все чаще категоризуют как информационное общество, т.е. ...

Деструктивность
Кто не сталкивался с агрессией, которая возникает как реакция на угрозу, как самооборона?! У всех без исключения эта реакция проявится, если затронуть жизненно важные интересы каждого, будь то сама жизнь, или весь комплекс ценностей, без которого наша жизнь немыслима, как без воздуха. Такого рода агрессия не ведет к разрушению, она лишь ...

Предмет нейропсихологии.
Нейропсихология — это наука, изучающая мозговые механизмы психических функций на материале локальных поражений мозга. Как и вся клиническая психология, она — пограничная наука, возникшая на базе психологии, медицины (неврологии и нейрохирургии), анатомии и физиологии центральной нервной системы, психофармакологии. Она тесно взаимодейств ...