Исследование влияния различных типов детско-материнской привязанности на психоэмоциональное развитие ребёнка. Типы детско-материнской привязанности и методика их оценки
Страница 1

Инфо по психологии » Влияние детско-материнской привязанности на психическое развитие ребенка » Исследование влияния различных типов детско-материнской привязанности на психоэмоциональное развитие ребёнка. Типы детско-материнской привязанности и методика их оценки

Общепринятой методикой оценки привязанности и определения ее типа является методика Эйнсворт М.(1979). В эксперименте, разделенном на восемь эпизодов, изучается поведение ребенка в ситуации разлуки с матерью, ее влияние на поведение младенца и способность матери успокоить ребенка после ее возвращения[16]. Особенно показательным является изменение познавательной активности ребенка при расставании с матерью. Для этого ребенок остается с незнакомым взрослым и новой игрушкой. Критерием оценки привязанности является особенность поведения ребенка после ухода матери и ее возвращения. В ходе исследования привязанности по методике Эйнсворт М.(1979) выделено 4 группы детей (им соответствуют 4 типа привязанности):

1) тип А - дети не возражают против ухода матери и продолжают играть, не обращая внимания на ее возвращение. Дети с подобным поведением обозначаются как «индифферентные» или «ненадежнопривязанные». Тип привязанности называется «ненадежноизбегающий». Он является условно-патологическим. Выявляется у 20% детей. После расставания с матерью «ненадежнопривязанные» дети не обеспокоены присутствием незнакомца. Они избегают общения с ним так же, как они избегают и общения с матерью.

2) тип В - дети не очень сильно огорчаются после ухода матери, но тянутся к ней сразу же после ее возвращения. Они стремятся к физическому контакту с матерью, легко успокаиваются рядом с ней. Это «надежный» тип привязанности. Такой тип привязанности отмечается у 65% детей.

3) тип С - дети очень сильно огорчаются после ухода матери. После ее возвращения вначале цепляются за мать, но практически сразу же ее отталкивают. Данный тип привязанности считается патологическим («ненадежноаффективный», «манипулятивный» или «двойственный» тип привязанности). Выявляется у 10% детей.

4) тип D - после возвращения матери дети либо «застывают» в одной позе, либо «убегают» от пытающейся приблизиться матери. Это «дезорганизованный неориентированный» тип привязанности (патологический). Встречается у 5-10% детей.

Дети, обладающие двойственной привязанностью, в большинстве случаев имеют «тормозимые» черты характера. Их родители по темпераменту часто не подходят им в качестве воспитателей. Взрослые реагируют на потребности ребенка в зависимости от собственного настроения или слишком слабо, или слишком энергично. Младенец пытается бороться с подобным неровным отношением к нему со стороны родителей, но безрезультатно, и, как следствие, становится безразличным к общению с ними.

Существуют два варианта неправильного ухода за ребенком, которые повышают риск развития избегающей привязанности. При первом варианте матери нетерпеливы по отношению к своим детям и нечувствительны к их потребностям. Такие матери часто не могут сдерживать своих отрицательных эмоций по отношению к детям, что приводит к отдалению и отчуждению матери и ребенка. В конечном счете, матери просто перестают брать детей на руки, а дети, в свою очередь, не стремятся к тесному физическому контакту с ними. Такие матери чаще бывают эгоцентричными и отвергающими своих детей.

При втором варианте неправильного ухода, приводящем к избегающей привязанности, родители отличаются чрезмерно внимательным и щепетильным отношением к детям. Дети оказываются не в состоянии воспринять подобную «избыточную» заботу.

«Неориентированная дезорганизованная» привязанность встречается в том случае, когда ребенок боится физического наказания или его беспокоит страх быть отверженным родителями. В результате ребенок избегает общения с родителями. Это является следствием того, что родители крайне противоречиво относятся к ребенку, и дети не знают, чего им в каждый последующий момент ожидать от взрослых.

Страницы: 1 2 3


Технология тестирования
1. Достоинства метода тестов. 2. Недостатки тестирования. 3. Надежность тестов. 4. Валидность тестов. 5. Стандартизация тестов. 6. Достоверность теста. Ключевые термины: оптимальная трудность, надежность теста, ошибка измерения, валидность теста, критерий валидности, прогностическая валидность, стандартизация теста, выборка станда ...

Концепция позитивного психического здоровья
Возникли новые представления о психическом здоровье. Так, по мнению М. Джеход, в структуру входят такие компоненты, как положительное отношение к себе; оптимальное развитие, рост и самоактуализация личности; психическая интеграция (аутентичность, конгруэнтность); личная автономия; реалистическое восприятие окружающих; умение адекватно в ...

Жарикова Людмила
16 лет. Ученица 9а класса общеобразовательной школы. Первое впечатление: аккуратна, гармонична, несуетлива, спокойна. К предложенному исследованию отнеслась с любопытством. Согласилась сразу и попросила рассказать о результатах. Из предварительной беседы. Людмила учится в общеобразовательной школе. Успеваемость хорошая, всего три чет ...