Заключение
По методике Эйнсворт М.(1979) выделено 4 группы детей, которым соответствуют 4 типа привязанности): 1) тип А «индифферентные» или «ненадежнопривязанные»; 2) В - «надежный» тип привязанности, 3) С - «ненадежноаффективный», «манипулятивный» или «двойственный» тип привязанности, 4) D - «дезорганизованный неориентированный» тип привязанности (патологический). Кроме указанных типов, можно говорить также о «симбиотическом» типе привязанности.
Различные варианты нарушенной детско-родительской привязанности, соотнесенные с классификацией Эйнсворт М. (1979)(негативная (невротическая), амбивалентная, избегающая, дезорганизованная) существенно влияют на все последующее развитие ребенка, сказываются на характере взаимоотношения ребенка с окружающим миром, обусловливают способность к формированию вторичной привязанности к друзьям, лицам противоположного пола, учителям и др.
Проанализировав различные источники, мы пришли к выводу, что:
- дети, имевшие надежную привязанность к матери в возрасте 12-18 мес., в 2 года достаточно общительны, проявляют сообразительность в играх. В подростковом возрасте они более привлекательны как деловые партнеры, чем дети с ненадежной привязанностью;
- у детей, первичная привязанность которых характеризуется как «дезорганизованная» и «неориентированная», имеется риск возникновения враждебного и агрессивного поведения в дошкольном возрасте и отвержения их сверстниками;
- дети, надежно привязанные к матери в 15-месячном возрасте, в 3,5 года среди группы сверстников демонстрируют ярко выраженные черты лидерства, любознательны, самостоятельны и энергичны;
- дети, которые в 15 мес. имели ненадежную привязанность к матери, в детском саду проявляют социальную пассивность, менее любознательны и непоследовательны в достижении цели;
- в возрасте 4-5 лет дети с надежной привязанностью более любознательны, чувствительны в отношениях со сверстниками, менее зависимы от взрослых, чем дети с ненадежной привязанностью;
- в предпубертатном возрасте надежно привязанные дети имеют ровные отношения с ровесниками и больше близких друзей, чем ненадежно привязанные дети.
Установлено, что в первые годы жизни дети с надежным типом привязанности в отношении со взрослым используют как интеллект, так и эмоции. Дети с избегающим типом привязанности пользуются в основном интеллектуальной информацией, привыкая организовывать свое поведение без использования эмоционального компонента. Дети с двойственной привязанностью не доверяют интеллектуальной информации и используют преимущественно эмоциональную.
[1] Фалберг В.А. Путешествие по детской привязанности - Лондон: БААФ, 1995.
[2]Батуев А. С. Начальные этапы биосоциальной адаптации ребенка // Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка. – СПб., 1999. - С.8-12.
[3]Брутман В. И., Радионова М. С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. - 1997. - № 6. - С. 38-48.
[4]Ершова Т.И., Микиртумов Б.Е. Формирование биосоциальной системы «мать-дитя» и ее функционирование в раннем детстве // Обозрение психиатр, и мед. психол. - 1995. - № 1. - С. 55-63.
Религиозная аддикция
В последние годы проблема зависимости от религиозных организаций получила широкое распространение в связи с расширением деятельности самых разнообразных религиозных организаций, в том числе и тоталитарных религиозных сект. Хотя религиозная аддикция может развиться в рамках любой конфессии, наибольшим аддиктивным потенциалом, безусловно, ...
Эксперементальное изучение развития памяти у детей дошкольного возраста. Организация исследования памяти у детей дошкольного возраста
Для записи информации в память необходимо уметь осуществлять ее перевод в образную форму. Именно поэтому я привожу пример упражнений (Приложение 1,2,3,4) на развитие способности к воссозданию мысленных образов. Поскольку абстрактный образ запомнить сложнее, то первоочередной задачей является возможность научить детей преобразовывать эту ...
Мотивация
В поведении человека есть две взаимно связанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается в конкретной ситуации. Мотивация связана такими понятиями, как потребность, мотив, намерения, побуждения и др. В узком смысле под мотивац ...