Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания у младших школьников. Задачи, методы и организация исследования

Инфо по психологии » Развитие внимания младших школьников » Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания у младших школьников. Задачи, методы и организация исследования

В данной работе нами поставлена цель – на основе теоретического анализа научных подходов к пониманию сущности, структуры и экспериментального исследования внимания выявить детерминанты, обусловливающие его развитие в процессе раннего онтогенеза, на этой основе обосновать рекомендации по развитию процесса внимания у младших школьников.

Будем исходить из предположения о том, что развитие устойчивости и концентрации произвольного внимания у младших школьников в значительной мере детерминировано спецификой их формирования как субъектов учебной деятельности, а комплекс диагностических методик может способствовать выявлению у детей индивидуальных особенностей развития устойчивости и концентрации произвольного внимания в процессе обучения. Они могут быть направлены на обеспечение психолого-педагогических возможностей своевременной, целенаправленной и индивидуализированной помощи детям, а также организации педагогического процесса.

Но так как объектом нашего исследования являются дети младшего школьного возраста с различными характеристиками внимания, то, прежде всего, необходимо определить факторы, влияющие на уровень развития внимания (возраст, успеваемость в школе, социальный статус и т.д.) и выявить различные характеристики развития качеств внимания, таких как устойчивости, распределения и переключения и концентрации внимания среди исследуемой группы детей.

Исходя из этого, нами поставлены следующие задачи по опытно-экспериментальной работе данного исследования:

1) рассмотреть факторы, влияющие на уровень развития внимания, такие как возраст, методики обучения, социальный статус исследуемой группы;

2) провести формирующий эксперимент для выявления особенностей, закономерностей и динамики изменений развития качеств внимания, у детей младшего школьного возраста используя специальный комплекс подобранных упражнений;

3) провести корреляционный анализ полученных результатов.

Организация исследования: в рамках данного исследования нами было опрошено 20 учащихся, из них 10 девочек и 10 мальчиков, в возрасте от 8 до 9 лет. Исследование проходило на базе средней общеобразовательной школе №16, г. Раменское.

В русле теоретических посылок, изложенных в первой главе, из всего многообразия инструментов для психологической диагностики внимания рассмотренных во второй главе исследования нами были выбраны две методики:

- методика Шульте-Горбова (Приложение 1), предназначена для диагностики устойчивости, распределения и переключения внимания;

- методика корректурная проба Бурдона (Приложение 2), предназначена для диагностики концентрации внимания.

Каждому из испытуемых были предложены вышеизложенные методики, при проведении исследования все участники находились в одинаковых условиях эксперимента. Работа проводилась в индивидуальном опросе.

Исходя из цели исследования, и для подтверждения гипотезы нами был выбран как основной исследовательский метод – формирующий эксперимент. Основной целью, которого является целенаправленное развитие определенных исследуемых качеств при создании контрольной и экспериментальной группы, где в последней проводятся упражнения по формированию и развитию внимания и производиться повторный сбор данных. Таким образом, нами предполагается выявить особенности, закономерности и динамику изменений развития качеств внимания у детей младшего школьного возраста и подтвердить или опровергнуть предполагаемую гипотезу.

Экспериментальный план: исследование проводится в соответствии с основополагающими закономерностями экспериментального плана, в котором присутствуют две рандомизированные группы (контрольная и экспериментальная) с предварительным и итоговым тестированием «тест – воздействие – ретест».

Воздействием является использование комплекса упражнений на развитие внимания детей младшего школьного возраста, представленные в приложении 3.

При анализе полученных данных используется параметрический критерий t-Стьюдента, где вычисляются изменения показателей от первого тестирования ко второму. Таким образом, определяется значимость различий экспериментальной гипотезы о влиянии независимой переменной на зависимую, т.е. комплекс развивающих упражнений может способствовать выявлению у детей индивидуальных особенностей развития устойчивости и концентрации произвольного внимания в процессе обучения.

Для статистической обработки и анализа эмпирических данных использовались методы первичной математической обработки; программа SPSS Statistics 17.0 для Windows: сдвиг критериев Стьюдента.


Анализ трудности заданий
Статистическая трудность задания теста – доля лиц репрезентативной выборки, правильно решивших задачу. Индекс трудности определяется по формуле: где U – индекс трудности в процентах, Т – количество испытуемых, правильно решивших задачу, N – объем репрезентативной выборки. Таблица 3. Матрица для вычисления индекса трудности заданий ...

Деструктивность
Кто не сталкивался с агрессией, которая возникает как реакция на угрозу, как самооборона?! У всех без исключения эта реакция проявится, если затронуть жизненно важные интересы каждого, будь то сама жизнь, или весь комплекс ценностей, без которого наша жизнь немыслима, как без воздуха. Такого рода агрессия не ведет к разрушению, она лишь ...

Сидение
Дети с нарушениями зрения не пытаются садиться сами, тогда как их зрячие сверстники пытаются садиться примерно в шесть месяцев, потому что видят вокруг различные интересные предметы. Слепому ребенку необходимо помочь получать удовольствие от сидения, если даже он не сможет узнать что-либо новое. Слепые младенцы, не получая зрительной ...