Модель стрессовой реакции
Страница 2

Организационный. Возникает при перегрузке, конфликте ролей, неопределенности ролей, неинтересной работе.

Широко распространенной причиной стресса в организациях является перегрузка, т.е. работнику поручено непомерное количество заданий. В этом случае возникает беспокойство, чувство безнадежности и материальных потерь.

Конфликт ролей возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования, т.е. бывают ситуации, когда работник, с одной стороны, хочет быть принят группой и соблюдать требования руководства - с другой. В результате возникают чувства беспокойства и напряжения.

Неопределенность ролей возникает, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны.

4. Финансовый: (связан с финансовыми затруднениями, кризисами).

5. Экологический: (отражает неблагоприятное влияние загрязненной окружающей среды на человека. К этому же виду стресса относятся экологические аварии и катастрофы, а также различные виды эпидемий).

6. Природный: (причиной являются стихийные бедствия).

7. Общественный: (испытываемый большими группами населения в связи с экономическими проблемами, войнами, региональными конфликтами, безработицей и др.).[7]

О том, что современные люди подвержены стрессам, свидетельствует увеличение в гигантских размерах употребления успокоительных средств, рост самоубийств, числа алкоголиков и наркоманов, а также увеличение числа людей с психическими и психосоматическими заболеваниями.

Наличие стрессов в жизни человека не может не сказываться на его работе, которая сама, в свою очередь, может не только прямо, но и косвенно влиять на его частную жизнь. Эффективность и успешность профессиональной деятельности зависит от многих факторов, в том числе и от стрессогенных (являющихся причиной возникновения стресса). В связи с особой актуальностью рассматриваемой проблемы хотелось бы осветить ее в контексте профессиональной деятельности.

Феномен стресса. С давних времен явление стресса изучалось людьми. Было выявлено, что стресс может влиять на человека как отрицательно, так и положительно.

Стресс, положительно влияющий на человека, получил название эустресса, а влияющий отрицательно был назван дистрессом. Стрессором принято называть воздействие, приводящее к возникновению стрессовой ситуации. В чем же заключается положительное действие стресса? Если действие стрессора непродолжительно и недостаточно интенсивно, то стресс может оказывать мобилизующее воздействие (эустресс), в результате чего наблюдается повышение эффективности и даже активизация деятельности. При эустрессе возрастает способность к концентрации, переключению и распределению внимания, улучшается память.[8]

При повторном воздействии стрессоров, имеющих схожий характер и не обладающих высокой интенсивностью, у людей может повышаться устойчивость к воздействию стресса (повышается стрессоустойчивость). В настоящее время существует ряд методик, разработанных учеными, которые направлены на повышение стрессоустойчивости. Если же воздействие стрессора сильно или продолжительно, то ни о каком положительном влиянии стресса речи уже идти не может: он действует отрицательно на организм человека.

Хотя стресс и рассматривается в аспекте взаимодействия между человеком и окружающей средой, его следует трактовать как индивидуальный феномен. То, что является стрессогенным для одного человека, может не быть таковым для других людей. Не само по себе стрессогенное воздействие является причиной ответа организма человека на него соответствующей реакцией, а отрицательная оценка, «неприятие стимула с биологической, психологической, социальной и других точек зрения данного индивида».

Особый интерес к проблеме стресса был привлечен работами Г.Селье (1956), который предлагал понимать стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование. Селье считал, что защитная реакция организма на повторяющееся действие стрессора проходит через три стадии, совокупность которых он назвал общим адаптационным синдромом.

Страницы: 1 2 3 4


Общение как основа психосоциального развития в ранней юности
По данным А.В.Мудрик, самым основным в психологическом развитии старшеклассников в период ранней юности является потребность в общении, потребность в афилиации. В силу этого в ранней юности так остро переживаются неудачи в общении (А.В.Мудрик). Старшеклассники проявляют повышенный интерес к поведенческим и характерологическим особенност ...

Направления работы практического психолога
В современной психологии, в том числе в отечественной, все больше внимания уделяется идеографическому направлению, связанному с исследованием личностных, профессионально важных и деловых качеств отдельного человека, его состояния и степени адаптированности в сложных социально-экономических условиях Как стало очевидным, то, что обычно н ...

«Общая психотерапия», Психодрама
Психодрама – это одна из форм группового процесса, в котором метод драматической импровизации используется как способ изучения внутреннего мира участников группы. Она относится к одному из ранних методов групповой терапии. Основными компонентами психодрамы являются: ролевая игра, спонтанность, «теле», катарсис и инсайт. Ролевая игра ис ...