Модель стрессовой реакции
Страница 4

Пассивный способ реагирования может проявляться по-разному. У некоторых людей - это замедленность, заторможенность, напряженность. Кто-то на протяжении некоторого времени бездействует, его охватывает тревога и страх, человек испытывает затруднения в организации умственной деятельности. При низкой стрессо-устойчивости и сильном воздействии стрессора может иметь место полная заторможенность и бездействие, стремление уйти от решаемой проблемы. Во многом эти реакции обусловлены не только силой и продолжительностью стрессогенного воздействия, но и индивидуально-психологическими особенностями человека.

Аналогично «замиранию» животных, подобное явление может наблюдаться и у людей - временная заторможенность сменяется активными, адекватными действиями. Хотя бывают ситуации, которые нужно просто «пережить», своим активным вмешательством человек ничего не изменит (например, гибель друга или близкого человека).[12]

Говоря о пассивном или активном реагировании на стресс, следует пояснить, что под этим подразумевается реакция, типичная для конкретного индивида.

Чем более субъективно значимо событие (например, за счет осознания опасности), и чем более определенным оно является для субъекта, тем больше вклад этого воздействия в актуализацию программы активного поведения.

Бывают ситуации непрогнозируемые, или просто сложные, в которых человек с преобладанием активного типа реагирования на стресс может реагировать пассивно: в виде расслабления или пассивного напряжения. В таких случаях человеку может быть неясно, как следует действовать (не хватает опыта, недостаточно информации и т.д.), или ситуация воспринимается как неразрешимая.

Такое пассивное состояние может продолжаться до тех пор, пока не появится достаточно необходимой информации. Или ситуация разрешится сама собой. Хотя пассивное реагирование иногда может обернуться гибелью для человека.

При длительных воздействиях стрессора предпочтительнее активная реакция, при не очень сильном, но длительном воздействии - пассивная.

Наличие двух противоположных способов реагирования на стресс (активный и пассивный) - полезный фактор, способствующий сохранению генофонда.

Рассматривая феномен стресса, следует остановиться на том моменте, что некоторые люди получают удовольствие от воздействия некоторых видов стрессоров и говорят о том, что это их даже несколько взбадривает и позволяет ощутить полноту жизни.

Одним из отечественных ученых (В.А.Файвышевским) была разработана теория, в которой утверждалось, что в организме человека существует особый физиологический аппарат общей мотивации, формирующий эмоции удовольствия и страдания. Предполагается, что в этом аппарате действуют две системы, порождающие положительные эмоции: система повышения удовольствия и система минимизации страдания.[13]

При возникновении опасных ситуаций система минимизации страданий является источником положительных эмоций. При определенных обстоятельствах и длительном бездействии этой системы, связанной с эмоциями страдания, в организме возникает стремление к опасности, т.е. к условию, дающему выход скопившейся энергии второй системе. Несмотря на спорность этой теории, следует отметить несомненный интерес, который она вызывает.

Рассматривая стресс, нельзя обойти стороной зависимость эффективности выполняемой человеком деятельности от предъявляемых требований (лучше всего человек работает при умеренном уровне предъявляемых требований, при заниженном или завышенном уровне деятельность не столь эффективна). Избыток и недостаток стимулов могут приводить к возникновению стресса.

Это явление может быть описано перевернутой U-образной функцией. Такой же функцией описывается информационный стресс, связанный с недостатком или избытком информации.

Страницы: 1 2 3 4 


Пятифакторная модель личности
В факторных теориях личности рассматривается как состоящая из стабильных внутренних факторов, обусловливающих индивидуальные различия. В этой теоретической рамке работали Оллпорт, Айзенк, Кэттелл, Р. Норман, Л. Голдберг. Создание пятифакторной модели личности, как и работы упомянутых авторов, базировались на лексическом подходе: выделе ...

Живые куклы
Дети разбиваются на пары несколько необычным способом: им предлагается заглянуть в глаза друг другу и найти себе партнера с тем же цветом глаз, как и у него самого. Если это вызовет затруднения, можно попросить помощь и совет у других. После того как пары образованы, можно объяснить содержание игры: «Помните, когда вы были маленькие, мн ...

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте в школе
В отрочестве, как и в детстве, подросток продолжает посещать школу. Однако в отрочестве меняется внутренняя позиция по отношению к школе и учению. Так, если в детстве, в младших классах, ребенок был поглощен самой учебной деятельностью, то теперь подростка в большей мере занимают собственно взаимоотношения со сверстниками. Именно взаимо ...