Лекция по психологии для учителей 1–2 классов средней школы
Страница 7

Инфо по психологии » Преподавание истории психологии » Лекция по психологии для учителей 1–2 классов средней школы

4. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают. игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5 – 6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции отказываться выполнять те или задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Все эти количественные оценки сопоставлялись с другими показателями психического развития ребенка, а также сравнивались с такими объективными показателями, как: успеваемость по различным предметам, положение ребенка в группе и особенности его взаимоотношений с детьми и педагогом. поведенческие характеристики, динамика состояния здоровья и проч. Подобное сопоставление и позволило выделить указанные пять групп школьников.

– Следующий этап диагностики – анализ анкеты для родителей (приложение 6).

– Как вы считаете, какие трудности можно встретить при работе с родителями?

3.4.4 Методика «Беседы о школе»

– В программу индивидуального обследования вошла методика «Беседы о школе», разработанная Т.А. Нежновой. Педагог спрашивает ребенка, нравится ли ему в школе. В зависимости от ответа задается первый вопрос «Беседы» (приложение 7).

– Классификация ответов проходит следующим образом. Все ответы разделяются да две категории – А и Б. Преобладание в ответах ребенка категория А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер, Преобладание категории Б говорит об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.

– Как вы считаете, какова цель данных методик.

– Что даст педагогу диагностика вышеперечисленных процессов?

4. Игра для педагогов

Цель игры: Определить наиболее важные психологические характеристики ребенка, который достаточно хорошо подготовлен к обучению в школе.

Участники игры:

Ведущий – психолог.

Учителя первых классов.

Учителя вторых классов.

Эксперты – администрация школы.

Правила игры:

1. Ведущий задает вопрос. В группах идет обсуждение (1 минута). Затем представитель от каждой группы высказывает мнение группы по данному вопросу (1 минута). Эксперты подводят итог высказанным мнениям (2 минуты).

2. В игре нет зрителей, все участники.

3. Следует строго соблюдать регламент, при превышении регламента выступающего прерывают.

4. Нельзя повторять ранее сказанное.

5. Выступления должны быть корректными, мнение каждого участника заслуживает уважения.

Ход игры:

1. Знакомство с участниками игры. Участники игры делятся на группы: в первую группу входят учителя первых классов, во вторую – учителя вторых классов.

2. Знакомство с правилами игры. Ведущий читает правила игры и проверяет, все ли их запомнили.

3. Разминка

Ведущий. Предложите нестандартные ответы на загадку: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает». Участники игры предлагают свои варианты.

4. Игра

Ведущий. Проблема психологической готовности ребенка к школе возникла несколько десятилетий назад в связи с изменением сроков начала систематического обучения. Причем возникла она не только в нашей стране, а практически во всех странах Европы. Почему же так необходимо определить готовность ребенка в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу? Что же такое «готовность к школе»? Для чего это нужно знать педагогу? Попробуем разобраться. Итак, первый вопрос: «Какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, «идеальный» первоклассник?»

На выполнение этого задания отводится 3 минуты. Участники записывают качества на листах и сдают их экспертам, которые анализируют и обобщают ответы.

Ведущий. Второй вопрос: «Чем, на ваш взгляд, отличается первоклассник от дошкольников?»

После высказывания мнений эксперты обобщают ответы.

Ведущий. Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность – это результат того, что ребенок не был готов к школе. Что же такое «психологическая готовность к школе»? Прежде чем ответить на вопрос, познакомьтесь с информацией на плакате.

На доске – плакат с компонентами психологической готовности.

Психологическая готовность к школе:

•интеллектуальная;

•мотивационная;

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Психологические воззрения М. В. Ломоносова. Отрицание теории врожденных идей. Объекты внешнего мира как предметное содержание идей.
В построении психологической картины человека М. В. Ломоносов отталкивался от Д. Локка. Психическое начинается с ощущений, причиной которых являются воздействия внешних предметов. Но в отличие от Д. Локка, допускавшего наличие вторичных качеств, М. В. Ломоносов выделял общие и частные качества, одинаково объективные, но отличающиеся м ...

Живые куклы
Дети разбиваются на пары несколько необычным способом: им предлагается заглянуть в глаза друг другу и найти себе партнера с тем же цветом глаз, как и у него самого. Если это вызовет затруднения, можно попросить помощь и совет у других. После того как пары образованы, можно объяснить содержание игры: «Помните, когда вы были маленькие, мн ...

Развитие личности в условиях депривации. Понятие депривации
Депривация – это динамическое состояние, возникающее в жизненных ситуациях, где субъект лишен возможностей для удовлетворения основных (жизненных) потребностей в достаточной мере и в течение длительного времени. А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых рассматривают депривацию как «лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных ...