Лекция по психологии для учителей 1–2 классов средней школыСтраница 5
Кроме того, частой причиной школьной дезадаптации служит слабое или недостаточное развитие произвольной сферы (прежде всего неумение слушать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилами, развитие произвольного внимания, произвольной памяти). Именно это нарушение лежит в основе собственно учебных затруднений, плохой дисциплины, неумения самостоятельно работать в классе и дома и т.п.
Причины школьной дезадаптации у младших школьников могут также корениться в несформированности собственно дошкольных видов мышления, в недостатках развития речевой сферы, прежде всего фонематического слуха, и плохого, неточного понимания многих употребляемых учителем слов. Существенно пополняют трудности начального обучения низкий уровень развития познавательных потребностей, познавательного интереса, несформированность внутренней позиции школьника.
Результатом и симптомом школьной дезадаптации на всех этапах школьного детства, а особенно в младшем школьном возрасте, является школьная тревожность или, в более тяжелых формах, школьный невроз или дидактоскалогении. Многочисленные данные свидетельствуют, что причины школьной тревожности в младших классах центрируются в основном вокруг «ориентации на ошибку», боязни сделать ошибку. Это связано с тем, что, к сожалению, в педагогической практике ошибка заслуживает порицания или наказания: она не расценивается как нечто неизбежное в процессе усвоения новой деятельности, пользуясь чем, можно глубже и лучше освоить эту деятельность.
На сегодняшний день среди многочисленных проблем, связанных с обучением в школе, проблема адаптации ребенка к школе занимает все большее место.
Существует внешний и внутренний критерии адаптированности. Результатом внешнего критерия является достижение социально желаемого поведения в среде – соответствие требованиям среды. Внутренний критерий предполагает общее психологическое благополучие – субъективную удовлетворенность, чувство комфорта, связан с возможностью удовлетворения индивидуальных потребностей, с проблемой самовыражения. Оптимальным вариантом является согласованность адаптивности по этим двум критериям.
Дезадаптация по внешнему критерию проявляется в отклоняющемся поведении, а по внутреннему – в эмоциональном напряжении, невротических состояниях. Внутренней целью детей с дезадаптирующим поведением становится избежание или разрушение, что ведет к снижению успеваемости, ухудшению здоровья. Следовательно, основной задачей становится повышение уровня образованности детей, преодоление стрессов, сохранение психофизического здоровья.
3.4 Диагностика процесса адаптации
– Я предлагаю Вам рассмотреть программу, которая предназначена для предупреждения школьной дезадаптации, направлена на раннюю диагностику ее симптомов и факторов риска.
Неверная оценка характера и причин затруднений, возникающих у учеников на начальных этапах обучения, запоздалое выявление детей, неготовых к овладению учебной деятельностью на уровне гимназии, предъявляющей высокие требования не только к познавательной сфере ребенка, но и ко всей его личности в целом, порождают круг еще более сложных проблем, преодоление которых с каждым годом становится все труднее. Как правило, именно эти проблемы, не будучи разрешенными в младшем школьном возрасте, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития на последующих этапах онтогенеза, с особой остротой обнаруживая себя в подростковом возрасте, где эффективность коррекционной помощи редко достигает желаемого уровня (см. таблицу)
В связи с вышесказанным, представляется вполне логичным необходимость психологической диагностики школьной адаптации среди учащихся 1-х классов.
3.4.1 Программа обследования
– Программа обследования включает в себя два этапа: групповое и индивидуальное обследование.
Цель группового обследования: определить уровень адаптации учащихся 1-х классов к условиям гимназии.
Цель индивидуального обследования: определить причины, затрудняющие адаптацию.
В программу группового обследования вошли следующие методики (данный перечень психолог демонстрирует с помощью эпипроектора):
1. Наблюдение за учебной деятельностью учащихся.
2. Пиктографический тест «Школа».
3. Анкетирование учащихся для определения школьной мотивации.
4. Анкетирование родителей первоклассников.
В программу индивидуального обследования вошли методики:
1. психологический анализ учебной деятельности;
2. «Беседа о школе»;
3. модифицированный вариант теста Векслера;
4. детский личностный опросник Кеттела;
5. пиктографический тест «Моя семья»;
6. пиктографический тест «Несуществующее животное».
– Поговорим о первом пункте группового исследования. Наблюдение рекомендуется проводить на двух, трех и четырех уроках, и, соответственно, двух переменах между ними /иногда и после уроков/.
– Как вы считаете, в чем сложность данного метода диагностики? (Сложность в организации наблюдения состоит в том, что приходится следить одновременно за поведением более 25 учащихся).
Конфликты российского общества
Социальные конфликты в современном российском обществе органически связаны с его переходным состоянием и противоречиями, которые лежат в основе конфликтов. Корни некоторых из них лежат в прошлом, но свое основное обострение они получают в процессе перехода к рыночным отношениям. Образование новых социальных групп, класса предпринимателе ...
Предмет социальной психологии
Социальная психология - отрасль психологии, предметом которой являются закономерности поведения людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы.
Социальная психология включает в себя следующие разделы:
1. Закономерности взаимодействия людей - межличностных отношений.
2. Психологические характеристики социальных групп ( ...
Приложения
Приложение 1
Тест №1 "Параметрическая шкала" (Пш):
Используйте приведенные ниже вопросы для самооценки. Отвечая на вопрос, постарайтесь вспомнить и визуально представить какую-либо эмоционально значимую ситуацию, оценивая при этом особенности своего мышления, поведения (например, выражение лица) и свои телесные ощущения (нап ...