Лекция по психологии для учителей 1–2 классов средней школы
Страница 3

Инфо по психологии » Преподавание истории психологии » Лекция по психологии для учителей 1–2 классов средней школы

(Далее психолог ведет беседу с педагогами, в процессе которой педагоги могут показать свой уровен6ь ориентирования по данному аспекту).

– Как вы считаете, какие показатели будут говорить о высоком уровне адаптации?

(Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; Учебный материал усваивает легко; Глубоко и полно овладевает программным материалом; Решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя; Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам); Занимает в классе благоприятное статусное положение).

– Чем же тогда будет выражен средний уровень?

(Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; Усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; Сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным (готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда); Общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками).

– По каким признакам Вы можете распознать низкий уровень адаптации младшего школьника?

(Первоклассник отрицательно относится к школе; Нередки жалобы на нездоровье; Доминирует подавленное настроение; Наблюдаются нарушения дисциплины; Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; Сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен).

– Из вашей практики какой уровень адаптации чаще всего встречается на современном этапе обучения в младшей школе. Почему? (тут педагоги могут высказать свою точку зрения).

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка школа несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.

Адаптация как приспособление организма к новой обстановке включает широкий спектр индивидуальных реакций в зависимости от психофизиологических и личностных особенностей ребенка конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в школьном учреждении.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с 6, и с 7 лет. Наблюдения физиологов и психологов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой.

Ребенок поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении. он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционального развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности определенных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительные отношения к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитие мелкой моторики руки и зрительно-двигательная координация. Поэтому «готовность ребенка к школе» – комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребенка; в зависимости от понимания сущности, структуры и компонентов готовности ребенка к обучению выявляются ее основные критерии и параметры.

– Посмотрим на доску, здесь вы видите процентное соотношение компонентов, исходя из результатов исследований психологов, занимавшихся данным вопросом (психолог показывает диаграмму и сопровождает пояснением).

Первая группа детей (56%) адаптируется к школе в течении первых двух месяцев. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе. У этих почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно выполняют все требования учителей. Иногда у них наблюдаются сложности: либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителями. Но к концу октября трудности этих детей; как правило нивелируются, отношения нормализуются, ребенок полностью осваивается с новым статусом ученика, и с новыми требованиями.

Вторая группа детей (30%) процесс адаптации затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общение с учителям, дети могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищами, они не реагируют на замечания учителя, или реагируют слезами и обидами. Как правило эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Направления профессиональной деятельности практического психолога в условиях детского дошкольного учреждения. Психодиагностика
Термин «психодиагностика» можно рассматривать с разных позиций: как теоретическую психологическую дисциплину и как практическую психологическую деятельность. В первом случае — это область психологической науки «О методах классификации и ранжирования по психологическим и психофизиологическим признакам» (К.М. Гуревич). Во втором случае — ...

Отличие понятия «субъект» от понятий «индивидуальность» и «личность»
Понятие «субъект» менее разработано по сравнению с понятием «личность». Для категории субъекта не свойственна главная проблема личности – соотношение природного и социального, тогда как при анализе понятия «личность», акцент в определении личности ставится именно на примате социального. Но, с другой стороны, для категории личности не ти ...

Содержание социокультурной теории личности К. Хорни
На творчество одного из лидеров неофрейдизма К. Хорни оказала серьезное влияние ситуация социальных потрясений, в которые вошел мир в период второй мировой воины, связанных с установлением фашистского господства в Германии и фашистской оккупации Европы. Как и другие последователи Фрейда, она придавала важное значение бессознательным про ...