Психологические факторы и характеристики преступного поведения
Страница 2

Инфо по психологии » Состояние и перспективы развития криминальной психологии » Психологические факторы и характеристики преступного поведения

Значительным достижением отечественной криминальной психологии 80-х годов является предпринятая под руководством Ю.М.Антоняна попытка исследования психологических особенностей различных категорий преступников. На основе результатов психодиагностического обследования по методике ММИЛ как преступников, так и правопослушных граждан и затем путем сравнительного анализа выявлены личностные детерминанты конкретных видов преступных деяний.

Расхитителей, в отличие от других категорий преступников, отличает то, что они более приспособлены к различным социальным ситуациям, нормам, требованиям, более общительны, могут контролировать свое поведение, отличаются меньшей психической напряженностью, реализуют стремление к статусному общественному признанию.

Корыстно-насильственным преступникам свойственны импульсивность поведения, пренебрежение к социальным нормам, агрессивность. Они отличаются наиболее низким интеллектуальным и волевым контролем. Для них характерна повышенная враждебность к окружению, а их преступные поступки выступают как постоянная линия поведения. Они с трудом усваивают нравственно-правовые нормы. Инфантильные черты, проявляющиеся в непосредственном удовлетворении возникающих желаний и потребностей сочетаются с нарушением общей нормативной регуляции поведения, неуправляемостью и внезапностью поступков. Они также отличаются значительной отчужденностью от социальной среды, в связи с чем у них снижается способность адекватной оценки ситуации, общей ригидностью и стойкостью аффекта.

Воры сходны с корыстно-насильственными преступниками, но их психологические особенности имеют значительно меньшую степень выраженности. Они более социально адаптированы, менее импульсивны, обладают меньшей ригидностью и стойкостью аффекта. Воры обладают более гибким поведением и более низким уровнем тревоги. Они наиболее коммуникабельны, с хорошо развитыми навыками общения и в большей степени стремятся к установлению межличностных контактов. Их агрессивность значительно ниже и они в большей степени могут контролировать своё поведение. Для них характерно самообвинение за ранее совершенные асоциальные деяния.

Насильников характеризуют такие черты как склонность к доминированию и преодолению препятствий. У них низкая чувствительность в межличностных контактах(черствость), и в меньшей степени выражена склонность к самоанализу и способность поставить себя на место другого. Интеллектуальный контроль поведения такой же низкий, как и у корыстно-насильственных преступников. Для них характерна нарочитая демонстрация мужской модели поведения, о чем свидетельствует и характер совершаемых ими преступлений (например изнасилование, в котором сексуальные мотивы выражены в меньшей степени, в большей - утверждение себя в мужской роли). Им присущи также импульсивность, ригидность, социальная отчужденность, нарушение адаптации.

Черты, присущие всем преступникам, выражены и у убийц. Вместе с тем у них выражены и специфические личностные свойства. Это чаще всего возбудимые люди с высокой тревожностью и сильной эмоциональной возбудимостью, которые в первую очередь концентрируются на собственных переживаниях, а в поведении руководствуются только своими интересами. У них отсутствует представление о ценности жизни другого человека, малейшее сопереживание. Они неустойчивы в своих социальных связях и отношениях, склонны к конфликтам с окружающими. От других преступников их отличает эмоциональная неустойчивость и высокая реактивность поведения, исключительная субъективность(предвзятость) оценки происходящего. Они внутренне не организованы, их высокая тревожность порождает такие черты, как подозрительность, мнительность, мстительность, которые в большинстве случаев сочетаются с беспокойством, напряженностью, раздражительностью. Они обладают ригидными(косными) представлениями, которые с трудом поддаются изменению. Все затруднения и неприятности, с которыми они сталкиваются в жизни рассматриваются ими как результат враждебных действий.

Страницы: 1 2 3 4


Личностная готовность
Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Гото ...

Коррекционные игры и занятия для детей с трудностями в общении
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников — в группе детского сада — во многом зависит последующий ...

Дифференциальная концепция Вудвортста - Шлоссберга
В основном все дифференциальные теории основываются на трехмерном представлении системы чувств Вундта, в которой выделяются три пары простых чувств: удовольствие - неудовольствие, возбуждение - успокоение, напряжение - разрешение. Чувства, располагающиеся по одной прямой, исключают друг друга, т.е. одновременно они существовать не ...