Психологические факторы и характеристики преступного поведения
Страница 4

Инфо по психологии » Состояние и перспективы развития криминальной психологии » Психологические факторы и характеристики преступного поведения

Для неосторожных преступников характерны интрапунитивные реакции на ситуации фрустрации, т.е. возложение вины за свои неудачи на себя, в отличие от умышленных преступников, для которых характерны экстрапунитивные реакции в фрустрирующих ситуациях, т.е. склонность винить окружающих.

Неосторожные преступники характеризуются также высоким уровнем тревожности. Лица, отличающиеся таким свойством, обнаруживают неуверенность в себе, склонность к волнениям при стрессе и избыточный самоконтроль. В экстремальной ситуации они легко теряются и склонны к эмоциональной, а не рациональной, спокойной реакции на угрозы. Все это приводит к дезорганизованному поведению в экстремальной ситуации, увеличению количества ошибок.

В отношении роли потерпевшего в совершенном преступлении юридическая психология подчеркивает, что актуально-ситуативные действия преступника часто вызываются неправомерными, неосмотрительными или легкомысленными поступками потерпевшего. Так, в преступлениях против личности механизм их совершения часто базируется на эмоционально-аффективных реакциях преступника, который в 75-80 процентах случаев был доведен до крайних фаз конфликта с лицом, которое связано с ним родственными, служебными, интимными и другими близкими отношениями. Как свидетельствует криминалистическая статистика, более 65 процентов жертв в момент убийства находились в нетрезвом состоянии, а более половины из них употребляли спиртные напитки совместно с обвиняемым непосредственно перед совершенным преступлением. Поэтому в случаях предварительного расследования и рассмотрения в суде преступлений против личности конкретные обстоятельства, причины и условия преступлений не могут быть адекватно вскрыты, если во внимание не принимается личность потерпевшего, его поведение, относящееся к объективным признакам состава преступления. Выявление последнего влияет на установление степени вины обвиняемого, а иногда и исключает ее.

Современные криминальные психологи при установлении мотивов, целей и способов преступного деяния, личностной ответственности субъекта преступления рекомендуют исходить из целого комплекса основополагающих психологических положений:

1) поведение человека может регулироваться в форме простых импульсивных реакций и сложных действий, имеющих структурную организацию;

2) развернутая осознанность присуща лишь сложным, заранее продуманным действиям, где мотив осознан и обоснован личностным смыслом, ситуативные реакции носят установочный характер;

3) мотивировка (последующее осмысление поведения) может быть неадекватной, а в ряде случаев приобретает личностно-защитный характер;

4) в детерминации преступного поведенческого факта участвуют не только объективные, но и субъективные факторы и, прежде всего, личность действующего субъекта, обеспечивающая интеграцию сознательной и бессознательной сфер и уровень активности;

5) вместо традиционного понятия “мотив преступного деяния”, включенного в состав субъективной стороны преступления и имплицитно связанного с понятием “сознание”, более правильным представляется использование термина “мотивация”, который позволяет констатировать наличие вины при отсутствии в структуре деяния должной осознанности (т.е. в случаях, когда преступление совершается на стереотипном личностно-установочном уровне в определенных ситуациях и обстоятельствах).

Страницы: 1 2 3 4 


Восприятие, эмпирические характеристики восприятия: первичные и вторичные свойства
Восприятие( перцепция), – это процесс обработки сенсорной информации, результатом которой является отражение окружающего нас мира как совокупности предметов и событий. Восприятие движения . Известно, что объект может восприниматься как движущийся, даже если его изображение не перемещается по сетчатке. Примером иллюзорного движения явля ...

Гендерные исследования системы языка. Понятия сексизма и патриархальных языков
Сексизм связан с понятием патриархальных языков, продуцирующих неравноправие полов. Основные характеристики патриархальных языков были описаны Хеллингер: * Неравные шансы идентификации мужчин и женщин в языке (обозначение женщин языковыми единицами мужского рода). * Семантическая асимметрия при наличии парных единиц (слова женского ро ...

Развитие личности младшего школьника
Развитие личности младшего школьника в основном развертывается по линиям мотивационной сферы и совершенствования самосознания. Это период фактического складывания психологических механизмов личности. Ребенок приобретает черты большей индивидуальности в поведении, интересах, ценностях, личностных особенностях. Мотивационная сфера – вклю ...