Психологические факторы и характеристики преступного поведенияСтраница 4
Для неосторожных преступников характерны интрапунитивные реакции на ситуации фрустрации, т.е. возложение вины за свои неудачи на себя, в отличие от умышленных преступников, для которых характерны экстрапунитивные реакции в фрустрирующих ситуациях, т.е. склонность винить окружающих.
Неосторожные преступники характеризуются также высоким уровнем тревожности. Лица, отличающиеся таким свойством, обнаруживают неуверенность в себе, склонность к волнениям при стрессе и избыточный самоконтроль. В экстремальной ситуации они легко теряются и склонны к эмоциональной, а не рациональной, спокойной реакции на угрозы. Все это приводит к дезорганизованному поведению в экстремальной ситуации, увеличению количества ошибок.
В отношении роли потерпевшего в совершенном преступлении юридическая психология подчеркивает, что актуально-ситуативные действия преступника часто вызываются неправомерными, неосмотрительными или легкомысленными поступками потерпевшего. Так, в преступлениях против личности механизм их совершения часто базируется на эмоционально-аффективных реакциях преступника, который в 75-80 процентах случаев был доведен до крайних фаз конфликта с лицом, которое связано с ним родственными, служебными, интимными и другими близкими отношениями. Как свидетельствует криминалистическая статистика, более 65 процентов жертв в момент убийства находились в нетрезвом состоянии, а более половины из них употребляли спиртные напитки совместно с обвиняемым непосредственно перед совершенным преступлением. Поэтому в случаях предварительного расследования и рассмотрения в суде преступлений против личности конкретные обстоятельства, причины и условия преступлений не могут быть адекватно вскрыты, если во внимание не принимается личность потерпевшего, его поведение, относящееся к объективным признакам состава преступления. Выявление последнего влияет на установление степени вины обвиняемого, а иногда и исключает ее.
Современные криминальные психологи при установлении мотивов, целей и способов преступного деяния, личностной ответственности субъекта преступления рекомендуют исходить из целого комплекса основополагающих психологических положений:
1) поведение человека может регулироваться в форме простых импульсивных реакций и сложных действий, имеющих структурную организацию;
2) развернутая осознанность присуща лишь сложным, заранее продуманным действиям, где мотив осознан и обоснован личностным смыслом, ситуативные реакции носят установочный характер;
3) мотивировка (последующее осмысление поведения) может быть неадекватной, а в ряде случаев приобретает личностно-защитный характер;
4) в детерминации преступного поведенческого факта участвуют не только объективные, но и субъективные факторы и, прежде всего, личность действующего субъекта, обеспечивающая интеграцию сознательной и бессознательной сфер и уровень активности;
5) вместо традиционного понятия “мотив преступного деяния”, включенного в состав субъективной стороны преступления и имплицитно связанного с понятием “сознание”, более правильным представляется использование термина “мотивация”, который позволяет констатировать наличие вины при отсутствии в структуре деяния должной осознанности (т.е. в случаях, когда преступление совершается на стереотипном личностно-установочном уровне в определенных ситуациях и обстоятельствах).
Механизмы сна
Прямое изучение нейронов, вовлеченных в регуляцию смены сна и бодрствования, проведенное во второй половине XX века, показало, что нормальное функционирование коры мозга, обеспечивающее весь спектр сознательной деятельности человека, возможно при условии, что большинство слагающих ее нейронов находится в так называемом состоянии тоничес ...
Символика
Согласно E. Heimendahl, фиолетовый цвет - это самый двойственный и противоречивый цвет”. “Ни один другой цвет не заполняет собой столь явно промежуточное положение между жизнью и смертью” (Heimendahl E., 1961).
K. Köstlin [] считает, что в соединении синего и красного цвета в фиолетовом нет подлинного слияния. По его мнению, в фио ...
Многомерность возраста
Понятием возраста объединяются два ряда развития, которые Л. С. Выготский назвал натуральным (развитие организма) и социальным (приобщение индивида к культуре путем обучения, воспитания, социализации в широком смысле слова).
Любой анализ жизненного пути должен учитывать принципиальную многомерность возрастных свойств и критериев их оце ...