Психическое воздействие

Согласно тесту цветовых пирамид Макса Пфистера, фиолетовый цвет способствует эндогенной возбудимости и выражает “беспокойство, имеющее или творческий или мешающий характер”. Фиолетовый цвет можно было бы просто назвать “мешающим цветом”. Во второй редакции теста цветных пирамид R. Heiss и H. Hiltmann (Heiss R., Hiltmann H., 1951) называют фиолетовый цвет “двуличным смешением цветов”, в котором в одинаковой мере соединились возбуждающий и сдерживающий компоненты. R. Heiss и H. Hiltmann используют два варианта фиолетового цвета: темный красно-синий цвет (фиолетовый цвет № 2) и светлый сине-красный (фиолетовый цвет №3). В тесте цветных пирамид фиолетовый цвет №3 выбирался преимущественно испытуемыми из группы клинического риска. Он оказывал явно подавляющее, приглушающее воздействие, что дало основание R. Hiess и H. Hiltmann оценить его скорее негативно, потому что в результате такого воздействия трудно найти возможность устранить внутреннее беспокойство, которое может означать как опасность, так и шанс чего-то нового.

Согласно Ф. Стефанеску-Гоанга (Stefanescu-Goanga F., 1912), воздействие фиолетового цвета характеризуется в основном как “угнетающее, подавляющее, вызывающее печаль, полную меланхолии и тоски”.

По E. Heimendahl (Heimendahl E., 1961), фиолетовый цвет может выражать “напряжение, неудовольствие, неудовлетворенность, беспокойство, обременение, отягощение, отречение, покорность или меланхолию.”

H. Frieling и X. Auer в своей книге “Человек, цвет, пространство” различают красно-фиолетовый и сине-фиолетовый цветовые оттенки. Психологическое воздействие красно-фиолетового цвета их испытуемые описывали как “чарующее, двоякое, противоречивое, хилое и болезненно-ослабленное”, а воздействие сине-фиолетового как “мистическое, беспокойное, обременяющее, отягощающее” (Frieling H., Auer X., 1956).


Общее учение об установке
Концепция личности Узнадзе строится на понятии установки", которую он считал гл. психол. образованием. Установка считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность. Однако сущность личности не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких осн ...

Кризис одного года
Новообразование кризиса – автономная речь (см. выше). Кризис одного года характеризуется освоением речевого действия. Организм младенца регулировала биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь же она вошла в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых. Таким образом, ребенок ...

Фиолетовый цвет
В то время, как черный означает абсолютное ничто, фиолетовый представляет собой скрытую тайну… Готфрид Хаупт: диссертация «Цветовая символика в сакральном искусстве» Пожалуй, нет другого столь же противоречивого и двойственного цвета, как фиолетовый. В нем соединились страсть красного и сдерживающие компоненты синего цвета. Возбуждаю ...