Дифференциальная концепция Мак-Дугалла
В 1910 году в Бостоне выходит книга Уильяма Мак-Дугалла "Введение в социальную психологию", которая привлекла внимание ученых во многих странах, в том числе и в России, и уже в 1916 году в Москве издается русский перевод книги [3; 47].
В книге Мак-Дугалл пытается расширить один из центральных в то время терминов - "инстинкт". Он полагал, что инстинкты так же присущи человеку, как и животным. Согласно его теории каждому животному инстинкту в человеческом поведении соответствует вполне определенная эмоция [4; 26], которая подобно любому душевному процессу:
Может возникать на основе представлений;
Имеет три аспекта - познавательный, эмоциональный и волевой;
Формы его проявления могут бесконечно видоизменяться и усложняться.
Таким образом, Мак-Дугалл выявил 7 базовых эмоций на основе следующих инстинктов:
1) Инстинкт бегства и эмоция страха, которая, по его мнению, служит фактором социальной дисциплины, ибо научает людей контролировать свои эгоистические импульсы;
2) Инстинкт отталкивания и эмоция отвращения;
3) Инстинкт любопытства и эмоция удивления;
4) Инстинкт драчливости и эмоция гнева;
5) Инстинкт самоуничижения (или покорности) и эмоция покорности;
6) Инстинкт самоуверенности и эмоция самовосхваления;
7) Родительский инстинкт и эмоция нежности.
Уильям Мак-Дугалл не отрицает важного значения полового, пищевого и стадного инстинктов. Однако он не находит соответствующих для них первичных эмоций, а все связанные с ними переживания относит к так называемым сложным и вторичным эмоциям. В качестве трех базовых типов эмоций он называет - любовь, ненависть и уважение. В свою очередь внутри каждого типа дифференцируются чувства по степени конкретности или обобщенности их предмета: чувство любви к конкретному ребенку, чувство любви к детям вообще, чувство любви к справедливости. При этом эмоции различаются по силе и влиянию на поведение. В качестве двух первичных и фундаментальных модальностей чувств называются удовольствие и страдание или удовлетворение - неудовлетворение, которые окрашивают и характеризуют все побуждения. Удовольствие является следствием и знаком полного или частичного успеха, а страдание - следствием и знаком полной или частичной неудачи [3; 47 - 48].
Сущность понятия «культура профессионального мышления учителей» и
особенности ее проявления в структуре педагогической деятельности
В работах современных философов, педагогов и психологов исследование мышления конкретизировано до выделения профессиональных типов. Так, говорят о «педагогическом» мышлении учителя, о «техническом» мышлении инженера, техника и т.д. На базе этой универсальной способности, на наш взгляд, формируется культура мышления как часть целостной к ...
Сновидения
Очень часто, просыпаясь, мы долго остаемся во власти запечатленных в памяти странных, причудливых, а порой пугающих образов, картин или событий, пережитых во сне. Кто же эти персонажи, населяющие наши сны? Пришельцы потустороннего, неведомого нам мира или части нашей внутренней структуры, нашего «Я»? А сами сновидения - имеют ли какую-л ...
Тест «Способны ли вы управлять собой»
Прочитайте утверждения, на которые следует отвечать «да» или «нет». Ответ «да» означает (+1) балл, ответ «нет» - (1) балл.
1.У меня не хватает терпения долго хладнокровно думать, разбираться в том, что не решается сразу.
2.В своих мыслях не люблю заглядывать далеко вперед.
3.Редко задумываюсь о главных целях своей жизни.
4.Продуманн ...