Дифференциальная концепция Мак-Дугалла

Инфо по психологии » Современные зарубежные концепции эмоций » Дифференциальная концепция Мак-Дугалла

В 1910 году в Бостоне выходит книга Уильяма Мак-Дугалла "Введение в социальную психологию", которая привлекла внимание ученых во многих странах, в том числе и в России, и уже в 1916 году в Москве издается русский перевод книги [3; 47].

В книге Мак-Дугалл пытается расширить один из центральных в то время терминов - "инстинкт". Он полагал, что инстинкты так же присущи человеку, как и животным. Согласно его теории каждому животному инстинкту в человеческом поведении соответствует вполне определенная эмоция [4; 26], которая подобно любому душевному процессу:

Может возникать на основе представлений;

Имеет три аспекта - познавательный, эмоциональный и волевой;

Формы его проявления могут бесконечно видоизменяться и усложняться.

Таким образом, Мак-Дугалл выявил 7 базовых эмоций на основе следующих инстинктов:

1) Инстинкт бегства и эмоция страха, которая, по его мнению, служит фактором социальной дисциплины, ибо научает людей контролировать свои эгоистические импульсы;

2) Инстинкт отталкивания и эмоция отвращения;

3) Инстинкт любопытства и эмоция удивления;

4) Инстинкт драчливости и эмоция гнева;

5) Инстинкт самоуничижения (или покорности) и эмоция покорности;

6) Инстинкт самоуверенности и эмоция самовосхваления;

7) Родительский инстинкт и эмоция нежности.

Уильям Мак-Дугалл не отрицает важного значения полового, пищевого и стадного инстинктов. Однако он не находит соответствующих для них первичных эмоций, а все связанные с ними переживания относит к так называемым сложным и вторичным эмоциям. В качестве трех базовых типов эмоций он называет - любовь, ненависть и уважение. В свою очередь внутри каждого типа дифференцируются чувства по степени конкретности или обобщенности их предмета: чувство любви к конкретному ребенку, чувство любви к детям вообще, чувство любви к справедливости. При этом эмоции различаются по силе и влиянию на поведение. В качестве двух первичных и фундаментальных модальностей чувств называются удовольствие и страдание или удовлетворение - неудовлетворение, которые окрашивают и характеризуют все побуждения. Удовольствие является следствием и знаком полного или частичного успеха, а страдание - следствием и знаком полной или частичной неудачи [3; 47 - 48].


Модификации аутогенной тренировки низшей ступени
1. Модификация Мюллера-Хегеманна (1957). Основываясь на работах об обширном представительстве в корковых структурах лица (особенно языка) и кисти (особенно большого пальца), Мюллер-Хегеманн модифицировал методику Шульца, введя несколько дополнительных формул, а именно: «Лицевые мышцы совершенно расслаблены», «Челюсть отвисает свободно в ...

Умственное развитие
Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у «ходячих» детей является их чувственно-двигательная активность. Дети 1-2 лет находятся в первом (сенсомоторном) периоде умственного развития, который Ж. Пиаже разделил на 6 стадий, 4 из них ребенок проходит до года (см. выше). 5 стадия – третичные круговые реакции (1 – 1,5 ле ...

Характеристика речи детей с ЗПР
Речь детей с задержкой психического развития удовлетворяет потребности повседневного общения и не имеет грубых нарушений лексики и грамматического строя, но им трудно грамотно выражать свои мысли, речь их отличается бессвязностью, отсутствием логики, ясности, выразительности. Речь таких детей отличается бедностью словаря и грамматически ...