Темперамент

Темпераментом называется совокупность свойств, характеризующих динамические особенности психических процессов, состояний и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Идея и учение о темпераментах – одни из самых древних в психологии. В своих истоках они восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа, жившего в V веке до н. э.

Гиппократ дал определение темпераменту и связал его с соотношением разных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи. По древнегреческим названиям этих жидкостей («сангва» - кровь; «флегма» - лимфа или слизь; «хоул» - желтая желчь; «мелан хоул» - черная желчь) получили свои названия введенные Гиппократом типы темпераментов: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический. Сангвинический темперамент характеризует человека веселого нрава. Он окружающим людям представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником и балагуром. Такой человек быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что недавно его волновало и притягивало. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, ко всем людям относится хорошо. Его отличают доброта, готовность прийти на помощь. Однако напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляют. Меланхолический темперамент свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, предает большое значение всему, что лично его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек не редко бывает сдержанным и особенно тщательно контролирует себя при даче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, и весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого не зависит. Холерический темперамент характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он сильно горяч и не сдержан. Вместе с тем такой человек быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны. Флегматический темперамент относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это замедляет ему медлительность вхождения в работу.

Каждый из описанных выше типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим, если не связывать его с требованиями, предъявляемыми выполняемой человеком деятельностью к его темпераменту. Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства и недостатки. Люди сангвинического типа темперамента, например, обладают быстрой реакцией, легко приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, особенно в начальный период работы, но зато к ее концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса. Напротив, те, кому свойствен темперамент меланхолического типа, отличаются медлительным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше к середине или к концу работы, а не в ее начале. В целом же продуктивность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковые, а различия касаются в основном динамики работы. Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительное усилие и реализовать их в короткий промежуток времени. Однако при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать. Тип темперамента человека не обходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования именно к динамическим особенностям психических процессов, движений или действий человека.


А.Н. Леонтьев о личности
личность ≠ индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается; личность есть системное и поэтому сверхчувственное качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожде ...

Обобщенный характер установки
Ненужность понятия бессознательного . Установка . представляет собой состояние, которое, не будучи само содержанием сознания, все же оказывает решающее влияние на его работу. В таком случае настоящее положение вещей следовало бы представить себе следующим образом: наши представления и мысли, наши чувства и эмоции, наши акты волевых реше ...

А.Н. Леонтьев о сущности и структуре сознания
сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния; первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания стано ...