Психологическое здоровье: контекст деструктивного личностного развития. Общее понятие о деструктивном развитии личностиСтраница 1
В процессе развития личности имеют место процессы, которые можно обозначить как деструктивные. Наличие деструктивных элементов в структуре личности не есть патология, но существенно затрудняет процессы адаптации, сотрудничества, взаимодействия.
Предложенная концепция психического здоровья личности в значительной степени учитывает и социально-динамические процессы экономики и культуры конкретного общества, конкретного социума.
По мнению ряда авторов, в частности Е.В. Руденского, это создает базис для кризиса адаптации личности в современном нестабильном обществе, ее включения в социальную структуру. Из-за деформации социо - и психокультурных моделей создаются, по мнению автора, социокультурные трудности, определяющие когнитивный диссонанс, ценностную деструкцию личности, а, следовательно, и дисгармонию социокультурных аспектов психологического здоровья. Кроме того, наблюдается дезинтеграция психических механизмов личностно-экзистенциальной регуляции и функционирования, порождая парадоксальные характеристики индивидуальной и социальной субъектности. Последние проявляются как отдельные феномены нарушения психологического здоровья:
* дефекты и деформации культурного развития психики (психологический инфантилизм, ригидность когнитивного сужения, иррациональность сознания и самосознания и др.);
* социальная и личностная стрессированность (апатия, мистицизм, психосоциальный регресс и др.);
* дезинтеграция процессов личностного самоопределения и саморазвития.
Появление аномалий психологического здоровья граждан РФ привели и к формированию новых деструктивных типичных характеристик личности. Среди них, например, Е.В. Руденский выделяет:
* фрустрирующие (интенсивные негативные переживания);
* конфликтогенные (оппозиционное противостояние другим людям);
* травматизированные (извлечения собственной выгоды вследствие последствий травматизации и виктимного воздействия на других людей);
* агрессивные (адаптирующиеся посредством интенсивного подавления других людей и устранения их как препятствий на своем пути);
* инверсионные (использующие различные психологические маски для достижения собственных целей),
* дефенивные (утратившие способность к самопроизводству, находящиеся в состоянии психосоциальной летаргии), что формирует ее новую типологию:
* маргинал (основная одновременная ориентация на психокультурные модели как "социалистического типа", так и "нового типа", что детерминирует нахождение личности в постоянном психоэмоциональном напряжении);
* эгоцентрист (человек, стремящийся к социально-психологической автономии и самостоятельно решающий преимущественно свои социокультурные проблемы);
* дефинзив (утративший интерес к социокультурной жизни и отказывающийся от активных форм включения в жизнь социума);
* инфантил (личность с преобладанием стереотипных форм поведения и полного отказа от самостоятельного решения проблем);
* харизматик (использующий манипуляцию как основной способ решения своих проблем).
Таким образом, в современном обществе наблюдается широкий спектр процессов, приводящих к дезинтеграции жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности личности, т.е. деструкции психологического здоровья не только отдельных индивидов, социальных групп, но и составляют угрозу психологическому здоровью всей нации. Это создает условия для самых разнообразных форм и видов деструктивного развития личности, асоциального, аддиктивного, деликвентного поведения. Ниже рассмотрим некоторые примеры персональных деструкций жизненных сил, психического развития личности и ее психического здоровья.
Искажение // Умолчание
Экман пишет, что существуют две основные формы лжи: умолчание и искажение. «При умолчании лжец скрывает истинную информацию, но не сообщает ложную. При искажении же лжец предпринимает некие дополнительные действия – он не только скрывает правду, но и предоставляет взамен ложную информацию, выдавая ее за истинную» [Пол Экман].
Раскрывая ...
Результаты диагностики
Опросник свойств темперамента (ОСТ) В.М. Русалова
Эр
С Эр
П С
СП
Т
СТ
Эм
СЭм
К
1
10
7
12
9
11
0
3
1
Тест Кетелла (14 PF подростковый вариант)
Фактор
A
C
D
E
F
G
H
I
J
O
Q2
Q3
Q4
рез-т
14
11
11
1
8
10
14
14 ...
[5]Микиртумов Б.Е.,
Кощавцев
А.Г., Гречаный
С.В Клиническая психиатрия раннего детского возраста –
СПб.: Питер, 2001 – С. 8
[6]Смирнова Е.О., Радева Р. Развитие теории привязанности (по материалам работ П. Криттенден) // Вопросы психологии. - 1999. - № 1. - С. 105-117.
[7]Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопр. психол. - 1995. - № 3. - С. 134-150.
[8]Арчакова Т.А. Современные теории привязанности. // Портал психологических изда ...