Психологическое здоровье: контекст деструктивного личностного развития. Общее понятие о деструктивном развитии личностиСтраница 1
В процессе развития личности имеют место процессы, которые можно обозначить как деструктивные. Наличие деструктивных элементов в структуре личности не есть патология, но существенно затрудняет процессы адаптации, сотрудничества, взаимодействия.
Предложенная концепция психического здоровья личности в значительной степени учитывает и социально-динамические процессы экономики и культуры конкретного общества, конкретного социума.
По мнению ряда авторов, в частности Е.В. Руденского, это создает базис для кризиса адаптации личности в современном нестабильном обществе, ее включения в социальную структуру. Из-за деформации социо - и психокультурных моделей создаются, по мнению автора, социокультурные трудности, определяющие когнитивный диссонанс, ценностную деструкцию личности, а, следовательно, и дисгармонию социокультурных аспектов психологического здоровья. Кроме того, наблюдается дезинтеграция психических механизмов личностно-экзистенциальной регуляции и функционирования, порождая парадоксальные характеристики индивидуальной и социальной субъектности. Последние проявляются как отдельные феномены нарушения психологического здоровья:
* дефекты и деформации культурного развития психики (психологический инфантилизм, ригидность когнитивного сужения, иррациональность сознания и самосознания и др.);
* социальная и личностная стрессированность (апатия, мистицизм, психосоциальный регресс и др.);
* дезинтеграция процессов личностного самоопределения и саморазвития.
Появление аномалий психологического здоровья граждан РФ привели и к формированию новых деструктивных типичных характеристик личности. Среди них, например, Е.В. Руденский выделяет:
* фрустрирующие (интенсивные негативные переживания);
* конфликтогенные (оппозиционное противостояние другим людям);
* травматизированные (извлечения собственной выгоды вследствие последствий травматизации и виктимного воздействия на других людей);
* агрессивные (адаптирующиеся посредством интенсивного подавления других людей и устранения их как препятствий на своем пути);
* инверсионные (использующие различные психологические маски для достижения собственных целей),
* дефенивные (утратившие способность к самопроизводству, находящиеся в состоянии психосоциальной летаргии), что формирует ее новую типологию:
* маргинал (основная одновременная ориентация на психокультурные модели как "социалистического типа", так и "нового типа", что детерминирует нахождение личности в постоянном психоэмоциональном напряжении);
* эгоцентрист (человек, стремящийся к социально-психологической автономии и самостоятельно решающий преимущественно свои социокультурные проблемы);
* дефинзив (утративший интерес к социокультурной жизни и отказывающийся от активных форм включения в жизнь социума);
* инфантил (личность с преобладанием стереотипных форм поведения и полного отказа от самостоятельного решения проблем);
* харизматик (использующий манипуляцию как основной способ решения своих проблем).
Таким образом, в современном обществе наблюдается широкий спектр процессов, приводящих к дезинтеграции жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности личности, т.е. деструкции психологического здоровья не только отдельных индивидов, социальных групп, но и составляют угрозу психологическому здоровью всей нации. Это создает условия для самых разнообразных форм и видов деструктивного развития личности, асоциального, аддиктивного, деликвентного поведения. Ниже рассмотрим некоторые примеры персональных деструкций жизненных сил, психического развития личности и ее психического здоровья.
Воображение и творчество
Игра ребенка перерастает в фантазию подростка. По сравнению с фантазией ребенка, она более творческая. У подростка фантазия связана с новыми потребностями – с созданием любовного идеала. Творчество выражается в форме дневников, сочинения стихов, причем стихи пишут в это время даже люди без всякой крупицы поэзии. "Фантазирует отнюдь ...
Заключение по результатам диагностики
Главной особенностью Наташи является отсутствие желания деятельности и выраженное стремление в общению. Это проявляется в характере и темпераменте.
Наташа обладает высоким уровнем экстраверсии. В общении открыта, немного наивна, может быть навязчива, рефлексия не развита, речедвигательная функция развита на высоком уровне. В спокойной ...
Расчет индекса дискриминативности заданий опросника
Показателем дискриминативности задания служит мера соответствия его успешного решения успешному решению всех заданий теста. Он называется коэффициентом дискриминации и вычисляется как коэффициент точечно-бисериальной корреляции между средним первичным результатом задания и средним первичным результатом задания и средним первичным резуль ...