Ценностные ориентации современной молодежи
Страница 1

Инфо по психологии » Ценностные ориентации современной молодежи

Ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования

таких отраслей знания

как философия, социология, этика, психология. Найти ответ на вопрос о том, что такое благо, добродетель и красота философы пытаются уже в античности. Впервые понятие "ценность" ("аксиа" - достоинство) используют стоики (Диоген), в понимании которых ценности носят инструментальный характер, являясь средствами, позволяющими достичь блага, которое есть конечная, идеальная цель [1]. В психологии проблема ценностей личности с самого начала заняла важное место, став предметом "высшей" (В.Вундт) ее области.

Ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, выражают то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. Б.С. Братусь определяет личностные ценности как "осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни" [2, с.89]. Он проводит разделение личных ценностей как осознанных смыслов жизни и декларируемых, "назывных", внешних по отношению к человеку ценностей [2]. "Личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект определился", таким образом, смыслы должны быть осознанны, и приняты [3, с.99]. Внутреннее принятие осознанных личностью смыслов является необходимым условием образования личностных ценностей.

Подростковый и юношеский возраст - время интенсивного формирования мировоззрения, системы оценочных суждений, нравственной сферы человека, его убеждений и идеалов. Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей. По мнению многих исследователей, именно система ценностных ориентации во многом определяет формирование личности человека [4]. Способность к познанию себя и окружающих возрастающая по мере приобретения подростком социального опыта является тем фактором, который определяет изменения, происходящие в системе ценностей.

Устремленность в будущее становится основной направленностью личности, человек предвосхищает свое будущее, устанавливая мостик между "собой как возможностью" и тем взрослым, которым он станет. Наряду с открытием своего внутреннего мира возникает необходимость принимать решения, связанные с будущей системой выборов [5]. Остро стоит вопрос о самовыражении, являясь принципиальным не только для проявления своего "я", но и как "одно из важных условий адекватного и гармоничного развития личности" [6, с.95].

Особое значение четко выстроенная система ценностей личности приобретает в юности. По утверждению Е.И. Головаха, "планируя будущее, намечая конкретные события - планы и цели, человек исходит, прежде всего, из определенной иерархии ценностей, представленной в его сознании" [7, с.258]. Несформированность представлений человека о будущем - результат несогласованности ценностных ориентаций, когда человек не может осуществить выбор наиболее значимых сфер жизнедеятельности [7]. Когда равные по значимости ценности конкурируют в сознании человека, возникает ситуация неопределенности жизненного выбора, человеку трудно определить первоочередные направления деятельности. Е.И. Головаха указывает на близость жизненных целей и планов, ориентаций и перспектив, то есть совокупности представлений человека об основных линиях его жизненного пути [8].

Таким образом, важнейшей предпосылкой успешной самореализации человека в будущем является согласованная, непротиворечивая система ценностных ориентаций, которая лежит в основе формирования содержательно и хронологически согласованных жизненных целей и планов.

Представления о сравнительно отдаленном будущем в профессиональной, семейной и других сферах жизнедеятельности сформированы у человека уже к 14-15 годам. Юноши и девушки проявляют реалистичность в жизненных притязаниях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьей. Однако в сфере образования, социального продвижения и материального потребления их притязания менее реалистичны. Более высокий уровень притязаний в этих сферах не всегда подкрепляется соответствующими профессиональными устремлениями.

Профессиональное самоопределение, - "событие, в корне меняющее дальнейшее течение жизни и влияющее отнюдь не только на ее профессиональную составляющую. Оно существенно влияет и на брачно-семейные перспективы, и на материальное благосостояние, и на психологическую гармонию, самооценку и взаимоотношения с самим собой, и на местожительство, поездки и переезды, и на многое другое - трудно назвать хоть один аспект образа жизни, на который не влиял бы, причем самым существенным образом, выбор профессии, сделанный после окончания школы" [9, с.59]. Чтобы сделать оптимальный выбор в ситуации профессионального самоопределения, необходимо обладать навыками построения воображаемой картины взаимосвязи жизненных событий и экстраполяции этой картины в будущее. Имеющиеся данные позволяют усомниться в том, что познавательная сфера у всех выпускников школы готова к таким сложным действиям [9]. "Старшеклассник часто не знает, чего он хочет, кем бы он хотел быть. Знание об огромном множестве профессий не делает их автоматически альтернативами для профессионального самоопределения; реальными альтернативами они, становятся лишь тогда, когда приобретают для выпускника определенный смысл, т.е. вписываются им в контекст его жизненного мира" [9, с.60].

Страницы: 1 2 3 4


Убеждающее условие в процессе делового общения
Для достижения наилучшего результата следует создать для убеждаемого условия, при которых он мог бы признать правоту убеждающего, сохранив свое «лицо». Поскольку большинство возражений являются по существу вопросами, то вполне естественно попытаться выяснить, какой же именно вопрос хочет задать партнер, что его беспокоит или смущает в п ...

Цели и задачи исследования
Объект исследования: память. Предмет исследования: память детей дошкольного возраста Цель исследования: Выявление особенности проявления образной памяти у детей дошкольников. Задачи исследования: 1. Определение уровня развития образной памяти у дошкольников. 2. Изучение зависимости объема произвольной памяти от содержания запоминае ...

Теоретические положения формирования «Я-концепции»
Я-копцепция - идентичность формируются у человека очень рано, в первые месяцы жизни, причем, как показывают специальные психологические исследования, у воспитанников детских учреждений этот процесс протекает иначе, чем у семейных детей. Отечественный психолог Н. Н. Авдеева провела серию остроумных экспериментов. Ома воспользовалась изве ...