Психосоциальное консультирование как метод практической социальной работы
Страница 1

Инфо по психологии » Психосоциальная работа и проблемы консультативного процесса » Психосоциальное консультирование как метод практической социальной работы

Интегративное понятие «психосоциальное консультирование» базируется, в первую очередь, на необходимости повышения эффективности помощи клиентам за счет интеграции, или синтеза, элементов психологических и социальных технологий.

Весьма примечательно, что идея интеграции все чаще звучит как в профессиональном сообществе консультантов и психотерапевтов, так и в среде социальных работников. Еще К. Роджерс указывал на целесообразность использования непрямого воздействия, или «средового» подхода. По его мнению, необходимо четко представлять себе не только те факторы, которые свидетельствуют, что в том или ином конкретном случае рекомендуется использовать метод консультирования, но также и те критерии, которые говорят в пользу непрямого воздействия. К таким критериям можно отнести следующие:

- компонентные факторы, характеризующие ситуацию индивидуального приспособления, настолько неблагоприятны, что, даже изменив свои установки и достигнув инсайта, индивид не в силах с ними справиться;

- индивид недоступен для консультирования в том смысле, что не удается обнаружить какие-либо средства, с помощью которых он мог бы выразить свои эмоции и проблемы;

- эффективное воздействие на окружающую среду проще и эффективнее, чем прямая терапия; это условие, видимо, является определяющим только тогда, когда порождающая проблему ситуация почти полностью относится к влиянию среды: неадекватная школьная программа, неблагоприятное место проживания, нетерпимый и некомпетентный воспитатель или какой-то иной фактор внешней среды, который порождает проблему;

- индивид слишком молод или слишком стар, недостаточно развит интеллектуально, слишком нестабилен для прямого метода терапии;

- консультирование может быть назначено как вспомогательная мера, тогда как основное внимание будет сосредоточено на изменении факторов внешней среды.

Отмечается также, что консультирование не может рассматриваться как замена «здоровых» систем, характеризующихся уважением к людям, открытыми, искренними и позитивными взаимоотношениями, включающими в себя сотрудничество и решение проблем. «Здоровые» системы так же важны для благополучия людей, как и консультирование. Поэтому консультанты не должны ограничиваться традиционным взаимодействием «лицом к лицу»: в багаже консультанта должны быть такие меры воздействия, как желание и умение работать в направлении системных изменений, включаться в «системы» и «властные структуры».

Консультативные умения должны способствовать эффективному достижению целей вмешательства в жизнь клиента в процессе социальной работы. При этом в рамках поддерживающих отношений, которые должны быть выстроены на принципах гуманизма и законности, следует относиться к клиенту с уважением, как к уникальной, а не патологической, личности, но при этом давать понять сущность болезни и конкретные средства и методы ее исцеления, без чего всякий психолого-консультативный процесс был бы бессмыслен.

В контексте психосоциального подхода воздействие начинается со сложной и многоплановой оценки и диагностики ситуации, требующей многосторонних знаний и умений, необходимых для понимания особенностей личности клиента, ценностных ориентации, прошлого опыта, семьи и внесемейной среды окружения, содержания запроса на помощь. Само вмешательство может также включать в себя работу не только непосредственно с клиентом, но и с другими референтными людьми, специалистами, социальными системами. В рамках такой работы социальный работник может играть роли (выполнять функции) консультанта, помощника, переводчика, посредника, адвоката, брокера, наставника и др., но все это – при самом активном участии клиента.

Психосоциальный подход направлен на снижение уровня стресса и устранение внутреннего или внешнего конфликта в рамках проблемной ситуации посредством длительных поддерживающих и обучающих отношений. В качестве инструментария используются две основные процедуры – поддержка и модификация.

Страницы: 1 2


Функциональный анализ управленческой деятельности (функции руководителя). Функции и управленческая культура руководителя
К основным функциям управленческой деятельности руководителя относят: · информационно-аналитическую; · мотивационно-целевую; · планово-прогностическую; · организационно-исполнительскую; · контрольно-диагностическую; · регулятивно-коррекционную. Эти функции в управлении предприятием реализуются директором и его заместителями. На к ...

Введение.
Психология наших дней – теоретическая дисциплина, изучающая человека, а так же система прикладного знания, позволябщая и психологу-практику, и специалисту-смежнику (педагогу, руководителю, тренеру, врачу) совершенствовать свою работу с людьми. Тема данной работы посвящена психодиагностике – разделу психологического знания, формирующемус ...

Младенческий возраст (2 месяца – 1 год)[11]
Ведущий тип деятельности – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым. Зависимость от взрослого носит всеобъемлющий характер. Например, когнитивный: все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью и с помощью нее. ...