Психосоциальное консультирование как метод практической социальной работы
Страница 2

Инфо по психологии » Психосоциальная работа и проблемы консультативного процесса » Психосоциальное консультирование как метод практической социальной работы

Многие теоретики, разрабатывающие методики практической «социальной работы со случаем» (т. е. с индивидуумами и семьями), стали говорить о необходимости перехода от ориентации на потребности клиента к ориентации на решение проблем. В последнем случае речь идет не о «приспособлении» или «адаптации», а о том, чтобы помочь клиенту или семье более эффективно и удовлетворительно справляться с теми или иными проблемами жизнедеятельности или межличностных отношений. Именно в это время появился так называемый «проблемно-ориентированный подход», в рамках которого оказываемая помощь непосредственно связана с проблемами клиентов и их осознанным отношением к этим проблемам.

Проблемы порождаются неудовлетворенными потребностями и желаниями, и большинство проблем люди могут решить сами или хотя бы уменьшить их остроту. Но иногда принятие решений блокируется состоянием психики клиента, его окружением или отсутствием средств. Социальный работник не склонен пессимистически рассматривать своих клиентов как жертв патологии или обстоятельств и верит в их способность преодолеть возникшие проблемы. Он должен помочь клиенту осознать свои проблемы и облегчить реализацию действий по их решению. Данная модель ориентирована в основном на настоящее, а не на прошлое и предполагает изучение психологического и ситуационного контекста данной проблемы. Нормативная продолжительность восемь – двенадцать консультативных сессий за три - четыре месяца. Здесь все-таки необходима апелляция к внутренней, духовной или душевной проблеме (болезни), без разрешения которой проблемные ситуации во внешнем аспекте скорее всего будут продолжаться и далее.

Для всех направлений практической социальной работы необходимы, по крайней мере, базовые консультативные навыки, хотя для всех социальных работников нет нужды быть способными осуществлять глубинное консультирование. К таким базовым навыкам можно отнести следующие:

- направленное внимание, активное слушание, безоценочное принятие;

- перефразирование, отражение, суммирование и контроль;

- умение применять различные типы вопросов (в том числе ненаводящие, открытые) и альтернативные способы обратной связи;

- эмпантическое понимание, установление причинно-следственных связей, открытость;

- стимулирующая проблематизация, конфронтация, работа с защитами;

- целеполагание, решение проблем, техники фокусировки;

- понимание языка тела;

- избегание оценочных и морализаторских суждений;

- осознание границ, техники структурирования, способность конструктивно говорить на трудные темы;

- умение предоставлять обратную связь, владение техниками снятия напряжения, избегание враждебности и умение с нею справляться.

Все эти навыки, традиционно рассматриваемые в рамках консультативного процесса, необходимы и для социальной работы с различными типами случаев, с разными клиентами, в различных учреждениях и при надомном обслуживании. В числе межличностных навыков и умений социального работника-консультанта должны быть способности: выстраивать и поддерживать деловые/рабочие взаимоотношения; работать с чувствами и осознавать их влияние на самих себя и других людей; уметь работать с агрессивностью клиентов, их враждебностью и гневом, отчетливо осознавая риск для себя и других; выявлять, понимать и интерпретировать поведение и установки.

Страницы: 1 2 


Кризис юношеского возраста
Кризис юношеского возраста напоминает кризисы одного года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а, следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинен ...

Организация исследования
Исследование было проведено на базе МОУ ДОД СДЮСШОР №3 г.Тюмень. В исследовании приняли участие команда волейболисток девочек (10-12 лет) в количестве 14 человек и тренер группы. На первом этапе исследования, с сентября 2008г. по май 2009г., нами была определена тема исследования, выделены основные понятия, проведен теоретический анал ...

Тест эгоцентрических ассоциаций
Исследование эгоцентризма с помощью проективного теста эгоцентрических ассоциаций (ЭАТ) можно проводить как с одним испытуемым, так и с группой, состоящей из 2-7 человек. При работе с группой каждый участник тестирования должен быть обеспечен бланком, ручкой, удобно размещаться за столом на расстоянии 1,5-2 м от соседей и экспериментато ...