Взгляд мыслителей прошлого на теорию бессознательного
Страница 1

В философии XVII-XVIII столетий на передний план выдвинулись вопросы, связанные с пониманием природы психики, определением места и роли сознания в человеческой жизни, раскрытием значения чувственного и рационального в процессе познания, выявлением связей между внешним и внутренним миром человека. Основным, занимающим философов, вопросом, было то, следует ли рассматривать человеческую психику как наделенную исключительно сознанием, можно ли допустить в ней наличие чего-то такого, что не обладает свойствами сознательности, или же часть процессов, происходящих автоматически, бессознательно и спонтанно, следует вынести за пределы психической жизни человека?

Мыслители XVIII столетия полагали, что сознание человека предельно прозрачно, а процесс мышления реализуется без всяких помех. Иными словами, нет такого содержания сознания, которое не было бы ясным и обозримым. Никто из просветителей и помыслить не мог о том, что человек может поступать безотчетно, не осознавая своего разума.

Представление о бессознательном как совокупности психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта, в философии было сформулировано в XVIII в. немцем Г.В. Лейбницем. По его мнению, бессознательное лежит за порогом осознанных представлений и является низшей формой душевной деятельности.

Разумеется, история возникновения представлений о бессознательном не ограничивается сферой философии. Она распространяется также на область физиологии и медицины. Уже доказано, что задолго до Фрейда идеи о бессознательном были высказаны рядом ученых-естествоиспытателей, физиологов, психологов и психиатров. Во второй половине XIX столетия идеи о бессознательной человеческой деятельности носились в воздухе. В период с 1872 по 1880 г.г. на нескольких языках было опубликовано по меньшей мере шесть книг, в названии которых стоял термин “бессознательное”. К моменту создания психоаналитического учения представления о бессознательном имели широкое хождение как среди философов, так и среди медиков.

За два минувших столетия взгляд на природу сознания радикально изменился. Оказалось, что сознание реализует себя, преодолевая внутренние коллизии разума. Однако представления о сознании стали гораздо более драматичными после того, как был открыт феномен бессознательного, претворяемого множеством более ранних интуитивных прозрений.

Против абсолютизации власти разумного начала в человеке выступил Спиноза (1632-1677), считавший, что “люди скорее следуют руководству слепого желания, чем разума”.[3] Он выдвинул положение, согласно которому влечение есть сама сущность человека. В дальнейшем эти представления о соотношении разума и страстей, сознания и влечения человека нашли свое отражение в работах ряда философов.

Английский философ Локк (1632-1704) ставил вопрос о существовании ощущений, представлений и идей, лишенных свойства сознательности и разумности. Согласно взглядам Лейбница (1646-1716), трудно объяснить возникновение сознательных представлений и идей, если не допустить существование чего-то такого, что не характеризуется свойством сознательности, но тем не менее, дремлет в человеческой душе. Целью мыслителей того времени было по-своему разрешить проблему непрерывности процессов познания. Исходили эти рассуждения фактически из признания наличия бессознательного в душе человека.

Юм (1711-1776) предпринял попытку доказать, что сам по себе разум не может служить мотивом волевого акта и препятствовать протеканию аффектов. При этом Юм полагал, что нет никакой необходимости говорить о какой-либо борьбе между разумом и аффектами.

Проблема бессознательного, облаченная в форму рассмотрения возможности существования неосознанных представлений, находит свое отражение в философии Канта (172401804). Он не только не сомневается в наличии у человека бессознательных представлений, но и всячески подчеркивает, что сфера этих представлений довольно обширна, в то время как доступные сознанию “ясные” представления не столь многочисленны.

Бессознательное, понимаемое как первоначально свободная, произвольная и не стесненная никакими ограничениями со стороны человека деятельность, кладется в основу не только творения мира, но и познания его. Такая трактовка бессознательного имела место в философии немецкого философа Фихте (1762-1814). Он всячески стремился показать путь становления человека от бессознательной свободы через сознательное ограничение. Основной постулат философии Фихте – деятельность есть бессознательное стремление к саморазвертыванию, активное по своей природе и свободное в своих проявлениях. Такой точки зрения придерживались и другие философы. Бессознательное не столько изымается из человеческого бытия, сколько возносится над ним. Оно пронизывает собой всю деятельность человеческого существа – своего рода “бессознательный дух”. В процессе саморазвертывания этого духа происходит становление сознания и самосознания человека.

Страницы: 1 2


Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольника.
В своих играх дети обычно отображают события, явления и ситуации, которые остановили на себе их внимание и вызвали интерес. Отражая жизнь, ребенок опирается на известные образцы: на действия, поступки и взаимоотношения окружающих людей. При этом игра ребенка не является точной копией того, что он наблюдает. Известно, что отношение ре ...

Статусно-позиционно-ролевая область затруднений
Эта область затруднений в общении обусловлена целым рядом глубинных причин: семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения, системы, региона, города и т.д. Такие затруднения в общении чаще всего возникают в условиях асимметрии статусов, позиций, в ситуациях нарушения прав и обязанностей конвенциональных ...

Базальная потребность возраста
Базальная потребность – уважение. Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания ("Я открыт для понимания, если уверен, что ме ...