Взгляд мыслителей прошлого на теорию бессознательного
Страница 2

Размышления о проблеме бессознательного заняли важное место во многих философских работах того времени. В XIX в. осуществляется переворот от рационализма эпохи Просвещения к рационалистическому пониманию бытия человека в мире. На передний план выходит немецкая классическая философия. Шопенгауэр в своем труде “Мир как воля и представление” (1819) выдвинул теорию, согласно которой первоначалом является бессознательная воля как исходный принцип творения мира. В ней находится источник спонтанного развития, поскольку, по мнению Шопенгауэра, “ воля, сама по себе и в своем изначальном виде, бессознательна и слепа”.[4] Таким образом, разум способен постичь только явления, а не суть происходящего. Воля – это реальное и сущность, а все остальное только обусловлено ею.

Аналогичных взглядов придерживался и Ницше (1844-1900), но, в отличие от однозначной трактовки бессознательной воли Шопенгауэром, Ницше интерпретировал это понятие как первоначальную движущую силу, стремящуюся вырваться наружу.

Многие идеи этих философов в значительной степени предопределили различные психоаналитические концепции и представления о бессознательном.

Проблематика бессознательного неоднократно обсуждалась и русскими философами, включая П.Л. Лаврова, К.Д. Кавелина, М.М. Троицкого, И.Ф. Федорова и др. Многие из них пришли к выводу, что область бессознательного весьма обширна, а мотивами человеческих действий являются желания, чувства и страсти, а не воля и рассудок.

Таким образом, к началу XX в. сложилось представление о сознательном и бессознательном, сформированное не только западноевропейской, но и русской философской мыслью, а их изучение получило развитие в отдельных направлениях психологии.

Страницы: 1 2 


Информирование присутствующих
Следующий основной этап деловой беседы — информирование присутствующих, т. е. передача сведений, с которыми вы хотите их познакомить. Такая передача должна быть точной, ясной (отсутствие двусмысленности, путаницы, недосказанности), профессионально правильной и по возможности наглядной (использование общеизвестных ассоциаций и параллелей ...

Формирование личности
Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и соответственно развития действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, как бы перерастают тот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивами. Явления такого перерастания хорошо известны и постоянно описываются в лит ...

Определение психологической готовности детей к школьному обучению
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности» или «шк ...