Взгляд мыслителей прошлого на теорию бессознательного
Страница 2

Размышления о проблеме бессознательного заняли важное место во многих философских работах того времени. В XIX в. осуществляется переворот от рационализма эпохи Просвещения к рационалистическому пониманию бытия человека в мире. На передний план выходит немецкая классическая философия. Шопенгауэр в своем труде “Мир как воля и представление” (1819) выдвинул теорию, согласно которой первоначалом является бессознательная воля как исходный принцип творения мира. В ней находится источник спонтанного развития, поскольку, по мнению Шопенгауэра, “ воля, сама по себе и в своем изначальном виде, бессознательна и слепа”.[4] Таким образом, разум способен постичь только явления, а не суть происходящего. Воля – это реальное и сущность, а все остальное только обусловлено ею.

Аналогичных взглядов придерживался и Ницше (1844-1900), но, в отличие от однозначной трактовки бессознательной воли Шопенгауэром, Ницше интерпретировал это понятие как первоначальную движущую силу, стремящуюся вырваться наружу.

Многие идеи этих философов в значительной степени предопределили различные психоаналитические концепции и представления о бессознательном.

Проблематика бессознательного неоднократно обсуждалась и русскими философами, включая П.Л. Лаврова, К.Д. Кавелина, М.М. Троицкого, И.Ф. Федорова и др. Многие из них пришли к выводу, что область бессознательного весьма обширна, а мотивами человеческих действий являются желания, чувства и страсти, а не воля и рассудок.

Таким образом, к началу XX в. сложилось представление о сознательном и бессознательном, сформированное не только западноевропейской, но и русской философской мыслью, а их изучение получило развитие в отдельных направлениях психологии.

Страницы: 1 2 


Соотношение понятий «мышление» и «интеллект»
Мышление и интеллект - близкие понятия. Мы говорим «умный человек», обозначая этим индивидуальные особенности интеллекта. Мы можем также сказать, что ум ребенка с возрастом развивается. Таким образом выделяется проблематика развития интеллекта. Термин «мышление» соответствует в нашей обиходной речи слову «обдумывание» или (менее нормати ...

Форма.
Использовать в работе комплексные занятия (сочетание методических и обучающих приемов в контексте одного вида деятельности) и комбинированные занятия (сочетание нескольких видов деятельности в контексте одного занятия). Это способствует структурированию познавательного развития на основе цепи: восприятие — мышление — воображение. ...

Деструктивность
Кто не сталкивался с агрессией, которая возникает как реакция на угрозу, как самооборона?! У всех без исключения эта реакция проявится, если затронуть жизненно важные интересы каждого, будь то сама жизнь, или весь комплекс ценностей, без которого наша жизнь немыслима, как без воздуха. Такого рода агрессия не ведет к разрушению, она лишь ...