Завершение консультативных бесед и восприятие этого клиентом
Страница 2

Хороший пример такого подхода к ситуации можно взять из беседы социального работника с миссис Дж., которая вместе со своей дочерью Пэтти обратилась в клинику за помощью. Миссис Дж. и специалист уже обсуждали вопрос о прекращении курса, и к концу последней беседы произошли следующие изменения. Миссис Дж. рассуждала о возможности возникновения некоторых проблем практического характера, связанных с выбором школы для Пэтти, и выражала свою уверенность в том, что она способна управлять ситуацией.

Ее глаза наполнились слезами, и она сказала: “Я ненавижу мысль о том, что это наша последняя встреча". Консультант ответил: “Мне тоже это не нравится. Я буду скучать по вам". Миссис Дж. кивнула и сказала: “Я думаю, почему бы вам не прийти и не навестить нас. Я хотела бы, чтобы вы увидели всю нашу семью, узнали ее. Мне бы очень сильно этого хотелось". Консультант ответил: “Я бы тоже очень хотел этого. Не только потому, что я узнал вас здесь, но потому что вы мне нравитесь”. Миссис Дж. сказала; “Я тоже близка к этому". Консультант продолжил: “Однако как бы я ни приветствовал это предложение, я не должен принимать его, потому что, как вы мне говорили раньше, вы не можете обращаться к своим друзьям с собственными проблемами. Я знаю: чтобы в будущем я мог оказать вам помощь, мне лучше остаться здесь, в клинике, на случай, если вам это потребуется". Миссис Дж. возразила, что, по ее мнению, этого больше не понадобится, к тому же я знаю уже слишком много о ее семье. Консультант ответил, что, вполне возможно, ей так и кажется, но оказаться все может совсем по-другому. “К этому моменту наше время истекло. Мы пожали друг другу руки и опять сошлись на том, что наша совместная работа была очень приятной".

Когда терапевтические сеансы проведены успешно, их завершение скорее всего происходит достаточно плавно. Финал точно так же важен, точно так же ясен, точно так же полезен для клиента, как и любой другой этап терапевтического лечения. Когда беседы постепенно затухают, становясь менее значимыми, заканчиваясь пропусками назначенных сеансов, консультант может быть уверен в том, что он в чем-то допустил ошибку - не смог правильно принять чувства клиента и отозваться на них.

Важно, чтобы терапевт был внимательным к успеху клиента, и, как только возросшая независимость станет очевидной, он должен вынести на обсуждение возможность завершения терапевтических сеансов. Если этого не сделать, клиент может почувствовать, что консультант не хочет, чтобы он уходил. В одном из случаев миссис Дж. на предпоследней беседе рассказывает, как успешно она поладила со своей дочерью, подчеркнув, что “теперь все изменилось”.

Наступила длинная пауза. Консультант сказал: “Поскольку дела идут так гладко, и, на мой взгляд, все уже достаточно проработано, я хотел бы спросить вас, как долго вы с Патги еще хотели бы приходить к нам". Миссис Дж. засмеялась и ответила: “Я бы тоже хотела это знать". После некоторого обсуждения они договорились, что встретятся еще раз, и все.

Очевидно, что миссис Дж. испытала чувство облегчения оттого, что консультант сам затронул этот вопрос.

Вероятно, нет необходимости добавлять, что консультанту не следует делать попыток удерживать клиента, даже если он чувствует, что не все проблемы до конца решены и инсайт не завершен. Если клиент наметил приблизительные цели и обладает достаточным мужеством и уверенностью, чтобы работать над ними, то после завершения консультирования эффективность его самоосознания, эффективность его действий при движении к цели будут скорее увеличиваться, нежели уменьшаться. Консультант должен научиться получать личное удовлетворение от успехов клиента на пути роста, а не от поддержания его зависимости.

Некоторые терапевты, например, Ранк, поддерживают такую точку зрения, что жесткие временные границы должны быть установлены заранее. Это кажется не совсем разумным. Окончание работы должно определяться в основном самим клиентом, опять же при непосредственной помощи консультанта, который уточняет спорные моменты, возникающие в связи с завершением терапии. Если они разрешены, мы можем быть уверены, что клиент сделает более зрелый выбор.

Как правило, окончание работы наступает раньше, а не позже срока, ожидаемого консультантом. Мы настолько привыкли мыслить в терминах нерешенных проблем, что не можем в достаточной степени осознать готовность клиента вновь “управлять своей лодкой". Зачастую темп заключительной беседы настолько превышает темп предшествующих сессий, что консультант не успевает полностью осознать значение всего материала. Было проделано так много шагов, клиент уже достиг такой уверенности в собственных силах, что консультант с нетерпением ждет дальнейших бесед, предвкушая решение всех проблем, с которыми столкнулся клиент, позабыв, что эти шаги и эта уверенность уже сами по себе показатель того, что конец близок и что дальнейшая помощь уже не нужна.

Страницы: 1 2 


Анализ результатов
Анализ результатов будет проводится параллельно по двум классам, которые будут обозначаться – класс А и класс Б. Результатом социометрии стало получение социометрических коэффициентов, при помощи которых были выделены подгруппы внутри групповой структуры класса:“звезды”, предпочитаемые, принятые и изолированные. Результаты представлены ...

Профилактика стресса
Образ жизни - это наша повседневная жизнь с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частями активного и релаксационного образа жизни являются и начало трудового дня, и режим питания, и двигательная активность, и качество отдыха си сна, и взаимоотношения с окружающими, и реакция на стресс, и м ...

Мышление и речь
Для мыслительной деятельности человека существенна ее связь не только с чувственным познанием, но и с языком, речью. Благодаря речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове необходимую материальную ...