Теоретические подходы к развитию памяти у детей дошкольного возраста в советской психологии.
Страница 1

Инфо по психологии » Развитие памяти у детей дошкольного возраста » Теоретические подходы к развитию памяти у детей дошкольного возраста в советской психологии.

С момента рождения ребенок взаимодействует с окружающими его людьми. В общении со взрослыми возникают и формируются все его психические функции [3], [11].

В советской детской психологии достаточно изучено влияние взрослого на познавательные процессы ребенка. В исследованиях генезиса памяти выявлены ее особенности и закономерности в условиях общения в диаде «экспериментатор — ребенок», где взрослый выполнял роль организатора мнемической деятельности [2] — [7], [9], [12]. Установлено, что в дошкольном детстве развиваются все виды памяти, память приобретает результативный и произвольный характер [4] — [7]. Именно в дошкольном возрасте начинает формироваться собственно мнемическая деятельность, имеющая свои специфические цели, приемы и способы [6], [7], [12]. При повышении требований со стороны взрослого ребенок учится управлять этим познавательным процессом, ставить перед собой цели, осуществлять самоконтроль, выполнять мнемические действия.

В условиях детского сада ситуация общения существенно оптимизируется. Это, несомненно, способствует перестройке структуры познавательной деятельности детей. Экспериментальное исследование данного вопроса представляется важным как в практическом, так и в теоретическом планах.

В советской психологии изучение эффективности решения взрослыми различных познавательных задач в условиях их активного общения проведено в 20-е гг. В.М. Бехтеревым [1], а в последнее время — Б.Ф. Ломовым [8]. В частности, обнаружено, что активное взаимодействие положительно влияет на процессы репродукции взрослыми вербального и невербального материала, стимулирует процессы самоконтроля.

Влияние присутствия других людей на эффективность индивидуальной деятельности испытуемого изучалось и в зарубежной социальной психологии [10]. Установлено, что определенные ситуации взаимодействия облегчают выполнение той или иной деятельности. Организуя экспериментальное исследование, мы исходили из предположения, что отношения ребенка, складывающиеся у него в повседневном общении со сверстниками, матерью и воспитательницей, имеют различную эмоциональную окраску и, следовательно, по-разному влияют на его мнемическую деятельность даже в условиях пассивного общения.

Задача настоящего исследования состояла в изучении особенностей памяти у детей 4 и 6 лет в ситуации лишь физического присутствия разных партнеров взаимодействия: сверстников, воспитательницы, матери. Для решения поставленной задачи была разработана специальная экспериментальная методика: в ходе заучивания вербального материала ребёнок решал задачи на запоминание, самоконтроль, репродукцию. Материал — ряды слов — предъявлялся дважды, после каждого восприятия следовало воспроизведение. Ситуация заучивания менялась от опыта к опыту: в опыте I (фоновом) ребенок общался лишь с экспериментатором, в опыте II он осуществлял мнемическую деятельность в присутствии своего друга, которого называл экспериментатору заранее. В опытах III и IV партнерами испытуемого были сначала воспитательница, а затем мать. Партнеров предупреждали о том, что вмешиваться в деятельность испытуемого нельзя. Чтобы избежать явления реминисценции, опыты с каждым ребенком проводились с интервалом в 48 ч. Участниками эксперимента были воспитанники; средней и подготовительной групп (по 20 человек) детского сада № 46 г. Тольятти.

Успешность заучивания вербального материала детьми 4 и 6 лет, как показывает количественный анализ, зависит от особенностей ситуации общения (см. табл. 1).

Как видно из табл. 1, дети 4-летнего возраста лучше заучивали материал в присутствии воспитательницы

Таблица 1

Итоговое воспроизведение слов

Возраст детей

Опыт

I

II

III

IV

4 года

6 лет

7,5

9,6

6,9

9,1

8,2

9,6

6,6

9,5

Страницы: 1 2 3 4


История гипноза
В традиционном, классическом гипнозе, который пришёл к нам из XIX века, гипнотизёр погружает человека в сон и подаёт ему прямые внушения команды. Однако эти команды, вопреки обывательским представлениям, вовсе не обязательно выполняются; и уже давно показано, что ни в каком, даже самом глубоком, гипнозе, невозможно внушением заставить ч ...

Социально-психологическая характеристика молодости
1. Молодость называют ранней взрослостью, тем самым, подчеркивая ее двойственный характер: с одной стороны молодой человек имеет полное право вести взрослую жизнь, с другой стороны он часто оказывается не способным найти и реализовать в ней себя[20]: 1. Молодежные браки часто замешаны на противоречии между потребностью быть вместе с лю ...

Искажение // Умолчание
Экман пишет, что существуют две основные формы лжи: умолчание и искажение. «При умолчании лжец скрывает истинную информацию, но не сообщает ложную. При искажении же лжец предпринимает некие дополнительные действия – он не только скрывает правду, но и предоставляет взамен ложную информацию, выдавая ее за истинную» [Пол Экман]. Раскрывая ...