Теоретический анализ основных подходов к коррекции раннего детского аутизма в отечественной дефектологии. Понимание помощи детям с ранним детским аутизмом в отечественной дефектологии
Страница 1

Инфо по психологии » Методы и особенности работы практического психолога в области помощи ребенку с аутизмом » Теоретический анализ основных подходов к коррекции раннего детского аутизма в отечественной дефектологии. Понимание помощи детям с ранним детским аутизмом в отечественной дефектологии

В 20-х годах XX века В. П. Осипов рассматривал аутизм как «разобщенность больных с внешним миром».

В. А. Гиляровский говорил об аутизме как «своеобразном нарушении сознания самого «Я» и всей личности с нарушением нормальных установок к окружающему», при этом подчеркивая, что такие больные замкнуты и отчуждены от всего остального.

Начало системного подхода к изучению проявлений аутизма у детей принято относить к 30-40 г.г., когда аутистические состояния были описаны в клинике детской шизофрении, психозов, нарушений, имеющих в своей основе органические поражения или недоразвитие центральной нервной системы (М. О. Гуревич, 1925, 1927, Г. Е. Сухарева 1925, Н. И. Озерецкий 1938 и др.).

Большой вклад в обоснование медико-социального взгляда на данную проблему внес Л.С. Выготский. Он дал наиболее полное определение своеобразия развития личности аутичного ребенка, которая, с его точки зрения, формируется в процессе взаимодействия биологических, социальных, психолого-педагогических факторов. Смысл организованного воздействия он видел в помощи развитию личности[2]. Л.С. Выготский говорил о том, что наличие большого резерва здоровых, незатронутых задатков, неравномерное (с точки зрения глубины) распространение дефективности на разные стороны психической деятельности открывают большие возможности для социальной адаптации и реабилитации и дальнейшего развития при определенных благоприятных условиях, при активном использовании возможностей социальной защиты и образования при поддержке взрослых. Именно в этих условиях скрытые перспективные возможности ребенка он назвал зоной ближайшего развития. Более того, Л.С. Выготский сформулировал понятие первичных и вторичных дефектов как основы для построения системы коррекционно-воспитательной работы с ребенком в игровой, учебной и других видах деятельности (первичные – связаны с материальной основой умственной отсталости, вторичные – продукт особого положения, которое занимает умственно отсталый ребенок в социальной среде вследствие патологического развития).

Такое понимание сущности и методов коррекционной работы очень близко к современному пониманию социальной реабилитации.

Л.С. Выготский критикует идеализм в вопросах компенсации, в частности утверждение, что в самом организме возбуждаются силы, стремящиеся устранить те препятствия к участию в жизни, которые обусловливаются имеющимися дефектами. Он высказывает мысль о том, что стимулы к совершенствованию и компенсации возникают тогда, когда наступает конфликт между требованиями, предъявляемыми к аномальному ребенку, и его возможностями.

В России первое описание органического аутизма было представлено в 1967 С.С. Мнухиным с соавторами; описание раннего детского аутизма типа Каннера в 1970, 1974 Г.Н. Пивоваровой и В.М. Башиной, Каганом В.Б. и 1982; раннего детского аутизма в круге постприступной шизофрении в 1975 году М.Ш. Вроно, В.М. Башиной и другими.

Лучше всего разработанной отечественной теорией, которая считает причиной всех проявлений аутизма - эмоциональные нарушения, можно назвать теорию В.В. Лебединского, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг[3], Согласно этой концепции, биологическая недостаточность создает особые патологические условия, к которым вынужден приспосабливаться аутичный ребенок. С момента рождения наблюдается типичное сочетание двух патогенных факторов:

1. нарушение возможности активно взаимодействовать со средой, что проявляется в сниженном жизненном тонусе;

2. снижение порога аффективного дискомфорта в контактах с миром, проявляющееся в болезненных реакциях на обычные раздражители и повышенной ранимости при контактах с другим человеком.

Оба указанных фактора действуют в одном направлении, препятствуя развитию активного взаимодействия со средой и создавая предпосылки для усиления самозащиты. Аутизм, по мнению авторов, развивается не только потому, что ребенок раним и мало вынослив в эмоциональном отношении. Многие проявления аутизма интерпретируются как результат включения защитных и компенсаторных механизмов, позволяющих ребенку устанавливать относительно стабильные, хотя и патологические, взаимоотношения с миром. В рамках данной концепции искажение развития когнитивных функцийэто следствие нарушений в аффективной сфере. Особенности формирования моторных процессов, восприятия, речи и мышления непосредственно связываются с рано возникшими грубыми эмоциональными расстройствами. Выделение четырех уровней аффективной регуляции позволяет авторам объяснить весь спектр проявлений аутизма.

Страницы: 1 2 3


Общение в младшем школьном возрасте
Отношения со взрослыми. На поведение и развитие детей влияет стиль руководства со стороны взрослых: авторитарный, демократический или попустительский (анархический). Дети лучше чувствуют себя и успешнее развиваются в условиях демократического руководства. Отношения со сверстниками. Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше прово ...

Профессиональный стресс у медицинских работников. Определение профессионального стресса
Профессиональный стресс — многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10: Z 73: «стресс, связанный с трудностями управления своей жизнью»). В литературе вст ...

Резюме
Анализируя методики развития памяти у дошкольников, могу выделить главное, что дети запоминают гораздо лучше если с ними проводить занятия в детских садах и дома в виде игрового урока. В данной работе был проведен эксперимент по внедрению методов психологического воздействия для развития памяти младших дошкольников в условиях дошкольног ...