Оригами – относительно новое направление в арт-терапии
Страница 3

Инфо по психологии » Арт-терапия » Оригами – относительно новое направление в арт-терапии

Есть еще одна фигурка оригами, которая всегда будет ассоциироваться с надеждой на выздоровление. Это японский журавлик, «цуру», - птица с длинной шеей - символ долголетия и счастливой жизни. Согласно японской легенде, если сложить тысячу таких журавлей, исполнится желание. Через десять лет после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, японская девочка Садако заболела лейкемией, - она стала складывать тысячу бумажных журавлей, чтобы выжить. Когда она поняла, что не выздоровеет, то, складывая журавликов оригами, стала молиться за мир во всем мире. Садако не успела сложить тысячу журавликов, но в память о ней летят теперь тысячи бумажных журавлей к мемориальному комплексу в Хиросиму, как символы надежды.

Практика использования оригами в арт-терапии дает стойкий положительный эффект, о чем свидетельствует опыт работы врачей разных стран мира в течение почти двух десятков лет. Имеются примеры успешного использования оригами в России (Московский институт детской онкологии и гематологии). Применение сказок оригами, подвижных фигур и коллективной работы в складывании кусудам является наиболее производительными формами в организации досуга больных детей. Занятия оригами способны отвлечь их внимание от болезни и облегчить тяжелое душевное состояние.

Оригами обладают следующими психотерапевтическими свойствами:

-повышают активность правого полушария мозга и уравновешивают работу обоих полушарий;

- повышают уровень интеллекта в целом;

- активизируют творческое мышление;

- повышают и стабилизируют на высоком уровне психоэмоциональное состояние;

- снижают тревожность и помогают легче адаптироваться к тяжелым ситуациям;

- улучшают двигательную активность рук, развивают моторику пальцев;

- улучшают память и глазомер.

Эти наблюдения одинаково ценны как для работы со здоровыми детьми, так и в условиях больницы, когда мобилизация психологического состояния является очень важным условием выздоровления.

Положительный опыт в работе со слепыми и плохо видящими описан Е.Л. Кабачинской (Санкт-Петербургский центр оригами). Она отмечает, что польза оригами состоит не только в развитии мелкой моторики, концентрации внимания, но и в развитии тактильной чувствительности, микроориентировании, возможности одномоментного восприятия целостности образа предмета, стимуляции творческих способностей. Перспективными являются исследования скорости усвоения точечно-рельефного шрифта и пространственного ориентирования в процессе занятий оригами – прекрасного средства реабилитации.

В нашей стране оригами в арт-терапии только начинает свой путь, а в педагогической практике существует уже более, 15 лет. И первыми весомый вклад в дело популяризации этого искусства сделали М.Г.Яременко и О.М.Сухаревская из Полтавы. Вот любопытный случай психологической реабилитации ребенка, одного из их учеников, воспитанника детского дома, который находился в санатории. Им мало кто интересовался, до тех пор, пока он не сложил кусудаму, из обычных тетрадных листов. Сначала ею заинтересовались дети из палаты, Где находился мальчик, потом обслуживающий персонал санатория, и, наконец, слух дошел до самого директора. Он пригласил парня к себе и спросил, верно ли, что тот сам сложил такую удивительную вещь. Парень ответил, что это так, и по просьбе директора сложил еще одну кусудаму. Никому не известный до этого мальчик из детского дома стал героем, центром внимания всех, кто был в санатории. Этот случай запомнится на всю жизнь, даст ребенку уверенность в своих силах, повысит самооценку и улучшит эмоциональное состояние маленького пациента. Есть и другие примеры социальной реабилитации детей, занимающихся оригами. Ученик 4 класса одной из киевских школ, благодаря увлечению оригами, не только преодолел обусловленную болезнью (нарушение речи) застенчивость, но и стал лидером группы детей, которых он обучал этому искусству. В моей практике были случаи, когда «отстающие» по основным предметам ребята, дети с ослабленным зрением, тревожные, необщительные, неуверенные в себе, были успешны в оригами и это им помогало справиться с их проблемами.

Страницы: 1 2 3 4


Индивидуальные особенности
Восприятие объекта во многом зависит от особенностей личности. Поэтому индивидуальные особенности восприятия достаточно велики. Различия могут быть, например, по типу восприятия: 1) синтетический или аналитический; 2) объяснительный или описательный; 3) объективный или субъективный. Люди различаются и по характеру наблюдательности (бы ...

Определение, функции, хар-ки сознания
Представление о сознании возникло в философии, является одним из ее основных понятий и означает высший уровень психической активности человека как социального существа. Человеческое сознание – одна из последних тайн. Вплоть до Нового времени сознание отождествляли с психикой в целом. Трактовалось как созерцание субъектом содержания соб ...

Психокатарсический метод Брейера
Брейер (Breuer J., 1842–1925), выдающийся венский врач, использовал гипноз для лечения моносимптомов при истерии – расстройства движения, речи, зрения, памяти и др. Находящемуся в состоянии гипнотического сна пациенту предлагалось вспомнить о событиях, которые предположительно вызывали тот или иной симптом. Брейер исходил из того, что а ...