Исследование памяти у детей с ЗПР

В своей экспериментальной работе мы использовали следующие методы:

Методика «Образная память» Л.Ф. Симоновой

Цель: изучение зрительно образной памяти и умение вербализировать образы.

Методика «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурии.

Цель: исследование объема слухоречевой памяти, возможности объема отсроченного воспроизведения.

Методика «Запомни цифры» Немова.

Цель: определить объем и уровни слуховой памяти.

Обследование смысловой (логической) памяти. (По А.Н. Леонтьеву).

Цель: исследовать развитие смысловой оперативной памяти.

Ошибки при запоминании, допущенные испытуемыми при воспроизведении различного материала, имеют свою специфику. При воспроизведении наглядного материала дошкольники с ЗПР испытывали большие трудности в тех заданиях, где было необходимо произвольное воспроизведение образа и сличение с другими, нахождение в образах сходства и различия. Поэтому следует полагать, что обнаружившуюся в ряде случаев у детей с задержанным психическим развитием низкую эффективность образной памяти можно объяснить отставанием и своеобразием в формировании у них речемыслительной деятельности, включающейся в процессы непроизвольного и произвольного запоминания и воспроизведения.

При воспроизведении вербального материала дети испытывают трудности при использовании опосредованных способов запоминания. Для детей с ЗПР характерно снижение долговременной и кратковременной памяти, произвольного и непроизвольного запоминания, низкая продуктивность и недостаточная устойчивость запоминания.

Коррекционная работа с детьми с ЗПР должна носить индивидуальный, личностно-ориентированный характер. Коррекционная работа по повышению эффективности процесса запоминания может осуществляться на всех занятиях, проводимых в дошкольном образовательном учреждении.

Образы, вызывающие у детей с задержкой психического развития ассоциации по сходству (Например, "Самолёт как у меня", "У нас дома тоже есть котенок"), запоминались лучше и прочнее. Следовательно, все мнемические занятия необходимо связывать с жизненным опытом детей.

Дети с низким и средним уровнем развития зрительной (образной) памяти не делали попыток произвольного припоминания. На предложение экспериментатора припомнить еще что-нибудь, отвечали: "Не знаю, не помню, не хочу больше". Следовательно, необходимо мотивировать детей необходимость произвольных усилий по припоминанию.

Сравнивая уровни развития различных видов памяти можно наблюдать следующее:

1. Зрительная (образная) память у детей с ЗПР страдает в меньшей степени, чем слухоречевая и смысловая, следовательно этот вид памяти требует меньшей коррекции чем остальные. Основная работа должна быть направлена на обучение детей испытуемой группы вербализировать зрительные образы, для того, чтобы затем слово и оперирование словами выполняло решающую роль во всех процессах памяти.

2. Низкий объем кратковременной и оперативной слухоречевой памяти ведет к утере большей части воспринимаемого материала, значит необходимо обучать детей мнемическим приемам, позволяющим увеличить объем и время нахождения воспринятой информации в кратковременной и оперативной памяти и способствующих успешному переводу её в долговременную память.

3. У детей с ЗПР необходимо стимулировать произвольное запоминание и воспроизведение, мотивировать необходимость произвольного запоминания и припоминания.

4. Уровень развития даже элементарных форм смысловой (логической) памяти у детей испытуемой группы низок. Дети с ЗПР могут устанавливать смысловые связи между предметами (картинками) но при запоминании и воспроизведении материала, наличие этих связей не играет решающего значения.

5. Смысловая (логическая) память, которая служит основой для последующей учебной деятельности, у детей с ЗПР страдает в значительной степени и требует большего коррекционного вмешательства. Детей необходимо обучать приемам смыслового (логического) запоминания материала и, главное, применению этих приемов во всех видах их деятельности (игровой, учебной).

В результате изучения работ этих учёных мы составили методики дифференциальной диагностики состояния памяти детей дошкольного возраста с задержанным психическим развитием. Распределили диагностические методики по исследуемым видам памяти: зрительной, слуховой, смысловой (логической) и опосредованного запоминания.

В результате анализа полученных результатов исследования нам удалось выявить, что низкий объем кратковременной и оперативной слуховой памяти ведет к утере большей части воспринимаемого материала.

Уровень развития даже элементарных форм смысловой (логической) памяти у детей испытуемой группы низок. Дети с ЗПР могут устанавливать смысловые связи между предметами (картинками), но при запоминании и воспроизведении материала, наличие этих связей не играет решающего значения.


Межличностные и групповые конфликты
Межличностный конфликт очень тесно связан с внутриличностным. Строгого определения межличностного конфликта не существует. Тем не менее, можно назвать отличительные особенности межличностного конфликта: 1. Противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются ...

Структурные звенья самосознания, их генезис. Самосознание личности
Самосознание – это осознание человеком самого себя и своего отношения к внешнему миру и другим людям. Самосознание является неотъемлемым компонентом в формировании личности, а Я-концепция – его итоговым образованием. Я-концепция по Р.Бернсу, – целостный образ собственного «Я», который включает три компонента: оценочный, эмоциональный, ...

Показатели готовности к школе в современных условиях
Готовность к школе – понятие, которое в последние годы претерпело сильные изменения. Раньше по всей стране существовала единая система школьного обучения с четко фиксированным возрастом приема в школу, стандартными учебными программами и единообразными методами обучения. Это побуждало учителей искать общие критерии готовности ребенка к ...