Развитие моторики

После шести месяцев жизни слепые дети начинают значительно отставать от зрячих сверстников в развитии движений, хотя развитие моторики в период от года до двух лет является у слепых детей наиболее результативным.

Слепые дети практически овладевают ходьбой в возрасте от года до двух лет, но первые попытки ходить они делают в том же возрасте, что и зрячие,— к концу первого года жизни. Если у ребенка нет других дефектов, кроме слепоты, он должен начать самостоятельно ходить в знакомом помещении в возрасте от одного до двух лет. Однако с первыми самостоятельными попытками передвижения у ребенка появляется боязнь неизвестного пространства. Первые ушибы и падения тормозят его стремление ходить самостоятельно. Поэтому одним из важных условий овладения ходьбой должно стать воспитание у ребенка уверенности в безопасности движения. Это достигается обеспечением безопасных условий для передвижения, а также помощью взрослого, к которому ребенок испытывает доверие.

Становление ходьбы, которая, по мнению М. И. Сеченова, является дробным анализатором пространства и времени, способствует развитию восприятия пространства в раннем детстве. Передвижение — есть упражнение мышечного чувства, школа пространственного видения, развитие дробного анализатора пространства. Никаким другим способом человек не может познать расстояние, местоположение предмета относительно наблюдателя, как только движением рук, корпуса, передвижением.

Самостоятельное освоение пространства как у слепого, так и у зрячего изменяет функциональное преобразование всей структуры пространственной ориентировки ребенка, увеличивает поле его активной деятельности, открывает пути к самостоятельному достижению желаемых предметов.

Само по себе вертикальное положение не открывает больших возможностей в познании внешнего мира. Необходимо включение ребенка в активную деятельность с предметами, наполняющими пространство. В функциональном преобразовании структуры пространственной ориентировки у зрячего и слепого ребенка мышечное чувство, развивающееся в процессе овладения предметными действиями, все более задействуется статико-динамической регуляцией, т. е. связями с ощущением равновесия и ускорения. Это происходит у нормально видящего ребенка между годом и тремя годами жизни, когда закрепляется стереотип вертикального положения тела.

Затянувшееся становление вертикального положения и самостоятельного передвижения слепого, боязнь нового пространства, новых предметов задерживает образование и укрепление связи "предмет—действие", не способствует выделению свойств этих предметов. Чувствуя неуверенность при самостоятельном движении, такие дети больше сидят, становятся малоподвижными и, когда у них появляется желание получить какой-либо предмет, не пытаются сами его взять, подползая или подходя к нему, а используют для этого взрослого, заставляя звуками, словом и всем поведением приблизить предмет к себе. Как правило, родители, вместо того чтобы поднести или подвести слепого ребенка к предмету, подносят предмет к ребенку. В связи с этим развитие движений слепого задерживается по сравнению с развитием локомоций зрячего этого же возраста. Если ребенок не ползает, то он с трудом учится держать равновесие во время ходьбы при столкновении с предметами. Однако с восьми-десяти месяцев развитие моторики слепого становится более осознанным. Постепенно трудности преодолеваются, и слепой ребенок начинает ходить, но его необходимо учить не только ходить, но и падать, перераспределяя тяжесть тела движениями спины, таза и т. д. Умение переносить тяжесть тела на носки предупреждает развитие плоскостопия, являющегося частым явлением в физическом развитии слепого ребенка.

Еще одна особенность в развитии движения слепого ребенка—это отсутствие свободы движений рук при ходьбе. Она связана с общей напряженностью при ходьбе, возникающей в результате неуверенности. Для того чтобы снять напряженность, нужно создать стабильные условия жизни ребенка, разложить и расставить в определенном порядке предметы и игрушки, которыми пользуется ребенок, помочь ему приобрести реальные практические знания об окружающем пространстве. Огромное значение в преодолении неуверенности имеют первые шаги ребенка со взрослым, держащим его за руку. Однако следует менять руку ребенка, а самое главное — разрешать ему самостоятельно передвигаться в пространстве. Это снижает напряжение при движении. Слепой ребенок длительное время несамостоятелен и зависит от взрослых в передвижении в пространстве, а следовательно, и недостаточно активен в познании окружающего мира. Сами движения слепого нуждаются в серьезной коррекции, иначе они не смогут служить базой компенсации слепоты. Поэтому, чтобы компенсация осуществлялась наиболее продуктивно, необходимы не только сензитивность в развитии данной функции, но и отсутствие прямого влияния или незначительное влияние слепоты на данную функцию.


Методы изучения сплоченности
Техника измерения групповой сплоченности включает два тесно соприкасающихся методических подхода. Первый – измерение эмоциональной привлекательности членов группы. Он строится наперёд в положении: чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем привлекательнее группа в целом, тем выше индекс групповой сплоченности. Методи ...

НЛП и сенсорная информация
Очень большое внимание в НЛП уделяется работе с сенсорными каналами информации. Огромную роль в том, как именно человек воспринимает мир, играют, по мнению НЛП, качества ощущений, выражаемые в мелких различениях сенсорных систем, в характеристиках внутренних репрезентаций, которые составляют опыт восприятия человека – так называемые «су ...

Психологическая защита
Понятие П. з. приобрело существенное значение во всех направлениях психологии и психотерапии. При заболеваниях с биологическими механизмами развития болезнь всегда рассматривали как результат действия вредоносных факторов и механизмов «физиологической защиты», направленных на восстановление нарушенного гомеостаза организма. Аналогично м ...