Приемы активизации памяти участников уголовного, гражданского
судопроизводствСтраница 2
1) преувеличенное представление о некоторых моментах пережитого события (например, преувеличенное показания о числе преступников и о предметах, которые они использовали);
2) обобщенность, особенно в первоначальных объяснениях и показаниях о действиях виновных лиц.
3) пробелы, пропуски при описании некоторых важных элементов происшедшего;
4) заблуждения относительно последовательности развития события - путаница. Перестановка при воспроизведении его отдельных деталей и действий конкретных участников преступления.
Возможны в показаниях потерпевших также ошибки при определении времени протекания того или иного события. Отрицательно окрашенные переживания происшедшего могут привести к сильной переоценке временных интервалов. Так, при совершении разбойного нападения участники преступной группы под видом работников районного жилищного управления проникли в квартиру. Угрожая оружием, они связали гражданку, завязали ей глаза затем забрали деньги и скрылись. И хотя материалы расследования было установлено, что преступники в квартире находились не более 15 минут, потерпевшая в последствии утверждала, что все происходившее длилось не менее часа.
Потерпевшие обычно долго сохраняют в памяти то, что они переживали при взаимодействии с преступником - страх. Ужас, стрессовое перенапряжение, отчаяние, физические страдания, коллизии борьбы и т. д. В отдельных случаях возможно проникновение так называемого следового аффекта. Реактивных состояний. Душевного расстройства. С другой стороны, тягостные события преступления как бы отторгаются сознанием многих потерпевших, влекут состояние охранительной заторможенности.
Во время преступного события после сознания потерпевшего резко сужается, логическое мышление деформируется. При грубых физических воздействиях возможно возникновение состояния оглушенности, шока. Острые кофликтные эмоциональные состояния ведут, как правило, к гиперболизации эмоциогенных воздействий и их генерализации.
Допрашивая свидетелей и потерпевшего, следователь должен выявить все существенные обстоятельства его взаимодействия с преступником до совершения и после. Это позволяет лучше понять мотивы преступления, механизм его совершения. От потерпевшего свидетель, как правило, получает информацию о том, где, когда, каким образом, какими орудиями и средствами совершено преступление, кто его совершил и кто к нему причастен, каковы возможные источники криминалистической информации.
Психоделическая психотерапия по Грофу
Один из методов трансперсональной психотерапии. Среди них занимает особое место, поскольку именно с него началось развитие концепции трансперсональной психотерапии. После запрещения клинического использования ЛСД и его аналогов концепция трансперсональной психотерапии развивалась на модели голотропной психотерапии.
Теоретическая концеп ...
Методы изучения внимания у младших школьников. Диагностические
методики по изучению развития внимания у младших школьников
Очевидно, что уровень развития младших школьников –интеллектуальный, моральный, межперсональный значительно отличает их от взрослых. Причем в рамках младшего школьного уровня можно дифференцировать уровень психического развития шестилетнего ребенка и уровень развития учащегося 4 класса, как стоящие на различных ступенях онтогенеза многи ...
Выбор методик для исследований внимания младших школьников. Методики
изучения объема внимания
Объем внимания характеризуется числом объектов, воспринимаемых одновременно в весьма ограниченный отрезок времени. Для изучения объема внимания используются две группы методов:
- основанные на тахистоскопическом предъявлении букв, цифр, фигур;
- основанные на отыскивании чисел.
В первом случае для предъявления стимульного материала н ...