Приемы активизации памяти участников уголовного, гражданского судопроизводств
Страница 2

1) преувеличенное представление о некоторых моментах пережитого события (например, преувеличенное показания о числе преступников и о предметах, которые они использовали);

2) обобщенность, особенно в первоначальных объяснениях и показаниях о действиях виновных лиц.

3) пробелы, пропуски при описании некоторых важных элементов происшедшего;

4) заблуждения относительно последовательности развития события - путаница. Перестановка при воспроизведении его отдельных деталей и действий конкретных участников преступления.

Возможны в показаниях потерпевших также ошибки при определении времени протекания того или иного события. Отрицательно окрашенные переживания происшедшего могут привести к сильной переоценке временных интервалов. Так, при совершении разбойного нападения участники преступной группы под видом работников районного жилищного управления проникли в квартиру. Угрожая оружием, они связали гражданку, завязали ей глаза затем забрали деньги и скрылись. И хотя материалы расследования было установлено, что преступники в квартире находились не более 15 минут, потерпевшая в последствии утверждала, что все происходившее длилось не менее часа.

Потерпевшие обычно долго сохраняют в памяти то, что они переживали при взаимодействии с преступником - страх. Ужас, стрессовое перенапряжение, отчаяние, физические страдания, коллизии борьбы и т. д. В отдельных случаях возможно проникновение так называемого следового аффекта. Реактивных состояний. Душевного расстройства. С другой стороны, тягостные события преступления как бы отторгаются сознанием многих потерпевших, влекут состояние охранительной заторможенности.

Во время преступного события после сознания потерпевшего резко сужается, логическое мышление деформируется. При грубых физических воздействиях возможно возникновение состояния оглушенности, шока. Острые кофликтные эмоциональные состояния ведут, как правило, к гиперболизации эмоциогенных воздействий и их генерализации.

Допрашивая свидетелей и потерпевшего, следователь должен выявить все существенные обстоятельства его взаимодействия с преступником до совершения и после. Это позволяет лучше понять мотивы преступления, механизм его совершения. От потерпевшего свидетель, как правило, получает информацию о том, где, когда, каким образом, какими орудиями и средствами совершено преступление, кто его совершил и кто к нему причастен, каковы возможные источники криминалистической информации.

Страницы: 1 2 


Психокибернетика
Термин предложил Мальц (Maltz M.) для обозначения психотерапевтического подхода (который сам автор называет телеологическим) к изменению восприятия самого себя. Методика, с точки зрения автора, является аналогом «целенаправленного поведения механических систем» и представляет собой, по существу, вариант программы аутотренинга. Основная ...

Безсознательное
Представление о бессознательном как совокупности психических процессов, операции и состояний, не представленных в сознании субъекта, в философии было впервые сформулировано в XVIII в. Г.В. Лейбницем. В XIX в. бессознательное становится предметом психологических исследований (И.Ф. Герберт, Г.Т. Фехнер, В. Вундт). Новый стимул для его изу ...

Введение. Подготовительный этап
Цель: Констатация готовности к введению образовательной программы. Содержание деятельности: — выявление уровня психического здоровья детей; — дифференциация психического развития детей на основе парциальных, индивидуальных, групповых, возрастных различий; — выявление возможности актуализации тех показателей психического развития дет ...