Приемы активизации памяти участников уголовного, гражданского судопроизводств
Страница 1

Потерпевший и свидетель – важнейшие участники криминального события, в памяти которых имеется ценная для следствия информация, которую надо использовать полностью.

Изучение психофизиологических свойств потерпевшего и свидетеля, силы, подвижности нервных процессов, типа высшей нервной деятельности, темперамента помогает определить возможности совершения тех или иных действий, а в целом - создать правильную картину события. Эти качества необходимо учитывать и при установлении контакта по с потерпевшим, организации следственных действий.

Наконец, особую роль в процессе восприятия имеет эмоциональное состояние потерпевшего и свидетелей. Эмоциональная реакция, вызванная у них преступлением, неизбежно приковывает к преступным действиям его внимания, однако острые переживания сужают сознание и снижают полноту и точность отражения. Последствия стрессовой ситуации могут сказаться и позднее, в стадии расследования, большое влияние она оказывает и на процесс запоминания, сохранения в памяти воспринятого.

При даче показаний потерпевшие и свидетели воспроизводят воспринятые ими и сохраненные в памяти обстоятельства. Но это не простое копирование обстановки события, а сложный психический процесс, в котором активно участвует мышление, эмоции, проявляется направленность интересов. С одной стороны, они могут положительно влиять на продуктивность восприятия, а с другой - стать источником домыслов и ошибок. В процессе воспроизведения могут, проявляется такие особенности, как сознание свидетелями значимости своих показаний, отношение к делу и лицам, которые в нем участвуют, сама обстановка допроса. Эта стадия также требует применения некоторых тактических приемов. Целесообразно, например, чтобы потерпевшие и свидетели изложили все, что относится к делу, в форме свободного рассказа: следователь не должен прерывать его вопросами. Обычно перед началом такого рассказа они осмысливают происшедшее, обдумывают, в какой последовательности изложить обстоятельства.

Свидетели - очевидцы, как правило, наблюдают со стороны, и испытываемые ими чувства вызваны совершением преступления в отношении другого лица. Потерпевшие же, являясь объектом преступного посягательства, воспринимает картину совершаемого преступления, испытывая на себе его непосредственное воздействие. В отличие от свидетелей, у потерпевших при переработке и сохранении запечатленной в момент посягательства информации довольно часто более значительная роль переживаний связанных с физическими, психическими и социальными последствиями преступления.

Специфические переживания потерпевших и предопределяют их психические состояния, которые являются своеобразным отражением тех изменений, которые происходят в личности под воздействием преступления и его последствий. На фоне психических состояний чаще всего проявляется действие других психологических закономерностей, в частности влияющих на психические процессы (ощущение, восприятие, память, мыслительные. Волевые, эмоциональные процессы) .

Отметим, что преступление против личности, в частности угроза убийством, нанесением тяжких телесных повреждений или применением физического воздействия, очень часто порождает у жертвы астеническую форму страха, которая проявляется внешне как дрожь, оцепенение. Скованность, нецелесообразные поступки. Являясь пассивно - оборонительном рефлексом, она парализует волю потерпевшего к сопротивлению и довольно часто приводит к неадекватному отражению ситуации, преувеличению опасности и, в конечном счете, к увеличению силы страха.

Процесс переработки воспринятого материала может продолжатся у потерпевших и спустя несколько месяцев после проведенных с их участием следственных действий, что нередко влияет и на их показания в суде. Иной раз может потребоваться несколько допросов, чтобы в сложных случаях восстановить все существенные обстоятельства, выявить не обнаруженные на первом допросе «сбережения памяти».

В показаниях потерпевших и свидетелей отмечаются следующие наиболее характерные дефекты:

Страницы: 1 2


А. Н. Радищев. Человек как часть природы. Сходства и различия человека и животных
В XVIII в. материалистическая традиция продолжается в трудах оригинального мыслителя и философа А. Н. Радищева (1749 – 1802). В многоплановой научной системе А. Н. Радищева проблема человека занимает центральное место. Человек представляется ему совершеннейшей частью природы. Являясь частью природы, человек имеет общие черты с ней. Обще ...

Психическое развитие в раннем детстве (1 – 3 года). Общая характеристика развития
В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная. Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческ ...

Диагностика устойчивости, распределения и переключения внимания
Для характеристики переключения внимания человека важны не только быстрота его перехода от одной операции к другой или от одного объекта к другому, но и такие показатели, как объем работы в единицу времени в условиях переключения – производительность работы и ее точность, то есть отсутствие в ней ошибок, несмотря на частое переключение ...