Характеристика дауншифтинга как новой тенденции трудового поведения. Понятие дауншифтинг и история его возникновения
Страница 1

Инфо по психологии » Дауншифтинг-новая тенденция трудового поведения » Характеристика дауншифтинга как новой тенденции трудового поведения. Понятие дауншифтинг и история его возникновения

В толковых словарях русского языка слово «дауншифтер» обозначает человека, который уходит с напряженной работы, чтобы вести более простую жизнь. Еще одно определение гласит, что дауншифтеры – это прямая антитеза стремившихся к приобретению богатства и материальных ценностей yuppie 80-х годов. Дауншифтеры считают, что время важнее денег, и лучше работать меньше и быть счастливым, чем зарабатывать большие деньги, выполняя нервную или не приносящую удовлетворения работу.

Рассмотрим более подробно историю возникновения как понятия дауншифтер и дауншифтинг, так самого этого относительно нового течения.

Само слово «downshift» взято из быта автолюбителей и в переводе с английского буквально обозначает – перейти на более низкую передачу. Однако в рамках обозначенного течения, оно обозначает избавление от ненужных хлопот, уход к простому образу жизни, при котором можно успевать заниматься тем, что душе угодно и при этом не впадать в крайности, не покидать общества и не пытаться быть полностью самодостаточным.

Впервые термин «дауншифтинг» возник в 1994 году, в статье нью-йоркского Trends Research Institute в Gerald Celente и стал распространенным явлением в Британии, Австралии и США. Ученые из этого института сразу окрестили это явление «философией Нового Возрождения».

В настоящее время дауншифтинг – это сленговый термин, обозначающий жизненную философию «жизни ради себя», «отказа от чужих целей». Филологи утверждают, что оно родственно понятию Simple living.

В классическом понимании дауншифтинг – это всегда выбор между доходами и стрессами и душевным комфортом за меньшее вознаграждение. Обычно, уходя из бизнеса или со стрессовой работы, люди преследуют такие цели, как получение большего количества времени на увлечения или на семью [4]. Это люди, которые сознательно отказываются от солидной должности и высокой зарплаты в пользу домашних вечеров, работы-хобби, субботы на дачных грядках или эмиграции в Гоа – каждому свое. Таких людей еще называют эскапистами, от английского escape — «бегство». Однако это бегство от чего-то к чему-то, имеющее в основании осознанные личные потребности и переоцененные установки и ценности. И все чаще это бегство от постоянного увеличения материального капитала, карьерного роста, сопряженного с колоссальными стрессами, к жизни ради себя и/или семьи.

Сами дауншифтеры считают, что своим поведением выражают протест против идеалов общества потребления. Потребительское общество, по их мнению, отрицает необходимость развития человека как личности, приводят к отчуждению человека от его человеческой сущности, делая рабом вещей, товаров, услуг и – как следствие – денег.

В обсуждении этого феномена на ABC TV приняли участие несколько экспертов и семья дауншифтеров, променявших бурную городскую жизнь на дом у реки. В разговоре они затронули важную для западного понимания этого термина проблему – давление потребительского капитализма вытесняет из повседневности человеческое содержание. Чувства, мечты, переживание приносятся в жертву, а ответом на это становится уход из круга «зарабатывания-и-потребления» [6].

Существует и другая точка зрения на дауншифтинг, согласно которой данное явление не имеет ничего общего с достижением гармонии в жизни и душевного комфорта. Противники дауншифтинга считают стремление сделать карьеру, стать успешным и финансово независимым естественными потребностями человека [5], а вовсе не навязанными обществом целями, как это представляет дауншифтинг.

Но вернемся к происхождению данного течения.

Идеология дауншифтинга распространились в странах Запада на рубеже XX-XXI веков, позже это популярное явление проникло и в Россию. Многие исследователи проводят идеологические параллели с культурой хиппи, философией нью-эйдж, буддизмом. И не без основания, поскольку некоторое сходство, несомненно, имеется.

В истории известно много случаев, когда люди жертвовали карьерой, социальным статусом, богатством в пользу духовного самосовершенствования. Например, около 2500 лет назад принц Сиддхартха Гаутама (Готама) из рода Шакья-Муни (известный как Будда), оставил свой дом, семью и имущество, чтобы стать монахом. Он отказался от полученного наследства и посвятил свою жизнь изучению того, как преодолеть страдание. Таким образом, Будду Гаутаму можно назвать первым дауншифтером, о котором имеются документально зафиксированные сведения.

Страницы: 1 2


Представления о психике в средние века
Временные границы эпохи средних веков: нижнюю границу историки определяют по-разному: Звек (становление христианской идеологии), 5 еек (падение Римской империи), начало 6-го века (закрытие Афинской школы - последнего очага античной философии). Окончание средневекового периода относят к 15-му или 16-му веку, - периоду возрождения искусст ...

Периферическая концепция Джемса - Ланге
В 1884 году в США и в 1885 году в Копенгагене независимо друг от друга были опубликованы две работы об эмоциях: статья американского философа и психолога Уильяма Джемса (1842 - 1910) и книга датского неврапатолога-физиолога Карла Ланге, которые очень быстро приобрели всемирную известность и стали точкой отсчета в создании теории эмоций ...

Юридическая психология в исследованиях украинских ученых
Актуальные проблемы юридической психологии всегда привлекали пристальное внимание украинских исследователей (как юристов, так и психологов). В начале XX в. также как и в других странах судебно-психологические исследования в основном проводились в институтах и кабинетах по изучению личности преступника и преступности, которые начали орга ...