Проблемы отечественной диагностики интеллектуального
(умственного) развитияСтраница 3
Социально-психологический норматив рассматривается как некий обязательный минимум в развитии той или иной психической сферы, его нельзя считать пределом развития.
Так как первые тесты, ориентированные на социально-психологический норматив, направлены на диагностику умственного развития школьников, следует сформулировать то понимание норматива, которое было взято за основу. Учитывая роль обучения в умственном развитии ребенка школьного возраста, рассматривая содержание обучения его главной детерминантой, было принято, что социально-психологический норматив школьников представляет собой совокупность конкретизированных требованной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения. Введения норматива в диагностику заставило пересмотреть как цели тестирования, так и способы конструирования, обработки и интерпретации методик.
Рассмотрим, в чем состоят принципиальные отличия тестов умственного развития, ориентированных на норматив, от традиционных тестов интеллекта.
Первое отличие - особое содержание большинства заданий тестов. Если обычно автор интеллектуального теста при отборе понятий, включаемых в задания, руководствуется собственным опытом и интуицией, проверяя себя практикой, и использует, как правило, житейские понятия, то авторы нормативно-ориентированных тестов опирались на анализ школьных программ. В них содержатся основополагающие понятия, а также умственные действия, владение которыми может служить показателем умственного развития школьников. При отборе понятий психологи старались, чтобы они примерно в равных пропорциях представляли все изучаемые учебные предметы и циклы (общественно-гуманитарный, естественнонаучный и физико-математический).
Второе отличие рассматриваемых методик от тестов интеллекта заключается в иных способах репрезентации и обработки диагностических результатов, основными средствами среди которых является отказ от статистической нормы как критерия приближения данных к социально-психологическому нормативу. В тестах норматив представлен в форме полного набора заданий.
Третье отличие отечественных тестов умственного развития от традиционных - коррекционность, дающая возможность проследить ближайшее развитие учащихся и предусмотреть специальные меры и направления устранения замеченных дефектов развития.
Первым в ряду нормативных тестов умственного развития был Школьный тест умственного развития (ШТУР),
предназначенный для учащихся VII-X классов. Его первая редакция появилась в 1986г. Он состоял из 6 субтестов:
1-й и 2-й - общая осведомленность;
3-й - аналогии;
4-й классификации;
5-й обобщения;
6-й числовые ряды.
Тест является групповым и удобен тем, что за короткий срок позволяет получить информацию об умственном развитии целого класса.
В 1997г. Была подготовлена новая редакция теста (ШТУР-2). В нее помимо ряда пересмотренных заданий перечисленных субтестов вошли два субтеста на пространственное мышление. Авторы теста: М.К. Акимова, Е.М. Борисова, К.М. Гуревич и т.д.
Показатели теста подвергаются количественной-качественной обработке. При этом возможны как индивидуальный, так и групповой анализ. Помимо общего балла, сопоставляемого с заложенным в тесте нормативом и образовательно-возрастными нормами, авторы теста предлагают:
способы анализа индивидуальной структуры умственного развития, отражающей разную сформированности заложенных в субтестах умственных тестов;
выявления предпочтения при работе с определенным содержанием заданий.
Эти же направления анализа применяются и при работе с другими тестами.
Для диагностики умственного развития выпускников средней школы и абитуриентов был разработан специальный Тест умственного развития АСТУР.
Тест создан на тех же теоретических принципах нормативной диагностики, что и ШТУР (авторский коллектив: М.К. Акимова, Е.М. Борисова, К.М. Гуревич и т.д.).
Функциональный анализ управленческой деятельности (функции руководителя). Функции и управленческая культура руководителя
К основным функциям управленческой деятельности руководителя относят:
· информационно-аналитическую;
· мотивационно-целевую;
· планово-прогностическую;
· организационно-исполнительскую;
· контрольно-диагностическую;
· регулятивно-коррекционную.
Эти функции в управлении предприятием реализуются директором и его заместителями. На к ...
"Интерперсональная теория психиатрии" Г.С.
Салливана
Еще один представитель неофрейдизма - Гарри Салливан (1892-1949) - психиатр-практик, преподаватель и редактор журнала "Психиатрия", автор концепции межличностной психиатрии.
Г.С. Салливан обратил основное внимание на межличностные отношения, связывая неврозы с нарушениями в процессах коммуникации, а не с фиксациями либидо в р ...
Жизненная среда и психическое здоровье личности
Психическое здоровье личности связано и с окружающей его жизненной средой (жизненным пространством).
Жизненная среда – совокупность, состоящая из природной, искусственной, жилой и рабочей среды, внутренней среды самого человека с его телесным и духовным содержанием. Жизненная среда оказывает разностороннее влияние на человека; его физи ...