Проблемы отечественной диагностики интеллектуального (умственного) развития
Страница 4

Инфо по психологии » Проблема исследования интеллекта » Проблемы отечественной диагностики интеллектуального (умственного) развития

Тест включает восемь субтестов:

осведомленность;

двойные аналоги;

лабильность;

классификация;

обобщение;

логические схемы;

числовые ряды;

геометрические фигуры.

Все задания теста составлены на материале школьных программ и учебников и предназначены для изучения уровня умственного развития выпускников средней школы. При обработке результатов тестирования можно получить:

общий балл, отражающий уровень умственного развития;

индивидуальный тестовый профиль испытуемого, свидетельствующий о приоритете овладении понятиями и логическими операциями на материале основных циклов учебных дисциплин (общественно-гуманитарного, физико-математического, естественно-научного);

данные о преобладании вербального или образного мышления.

Таким образом, на основе тестирования можно прогнозировать успешность последующего обучения выпускников в учебных заведениях разного профиля. Наряду с особенностями умственного развития тест позволяет получить характеристику скорости протекания мыслительного процесса (субтест "Лабильность"), что является свидетельством наличия у испытуемого определенной выраженности проявлений свойств нервной системы (лабильности-инертности). Ниже приводится примеры субтестов, входящих в тест АСТУР.

Осведомленность. От Испытуемого требуемого правильно дополнить предложение из пяти приведенных слов.

Противоположным к слову "отрицательный" будет слово…

а) неудачный; б) спортивны; в) важный; г) случайный; д) положительный.

Двойные диалоги. Испытуемому необходимо определить логические отношения, существующие между двумя понятиями, при условии, что в обеих парах по одному понятию пропущено. Необходимо подобрать пропущенные понятия таким образом, чтобы между первым словом одной из данных на выбор пар было такое же соотношение, как между вторым словом задания и в вторым словом этой же пары.

Стол: х = чашка: у

мебель - кодейник;

обеденный - посуда;

мебель - посуда;

круглый - ложка;

стул - пить.

Правильным ответом будет "мебель - посуда".

Лабильность. В субтесте требуется очень короткий период времени быстро и без ошибок выполнить ряд простых указаний.

"Напишите первую букву своего имени и последнюю букву названия текущего месяца".

Классификация. Дается шесть слов. Среди них нужно найти два, которые можно объединить по какому-то общему признаку.

а) кошка; б) попугай; в) дог; г) жук; д) спаниель; е) ящерица.

Искомые слова будут "дог" и "спаниель", поскольку их можно объединить по общему признаку: и то, и другое слово обозначает породу собак.

Обобщение. Испытуемому предлагают два слова. Нужно определить что между ними общего (найти более существенные признаки для обоих слов) и записать это понятие в бланк для ответов.

Дождь-град. Правильный ответом будет слово "осадки".

Логические схемы. Испытуемому предлагается расположить в логическую схему от общего к частному несколько понятий. То есть требуется построить "дерево" логических отношений, обозначив место каждого понятия соответствующей буквой, а отношения между ними - стрелкой.

а) такса; б) животное; в) карликовый пудель; г) собака; жесткошерстная такса; е) пудель.

Животное

Собака

Пудель такса

Карликовый жесткошерстная

Пудель такса

Числовые ряды. Предлагают числовые ряды, расположенные по определенному правилу. Необходимо определить два числа, которые были бы предположением соответствующего ряда.

2 4 6 8 10 12?

В этом ряду каждое последующее число на 2 больше предыдущего. Поэтому следующие числа будут 14 и 16.

Геометрические фигуры. Этот субтест диагностирует особенности пространственного мышления испытуемых и включает разнообразные задания на понимание чертежей, определение геометрических фигур по разверткам и др.

Проведение теста занимает около 1,5 часа. Тест проведен на надежность и валидность.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статусно-позиционно-ролевая область затруднений
Эта область затруднений в общении обусловлена целым рядом глубинных причин: семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения, системы, региона, города и т.д. Такие затруднения в общении чаще всего возникают в условиях асимметрии статусов, позиций, в ситуациях нарушения прав и обязанностей конвенциональных ...

Психологическая характеристика аффекта. Диагностика аффективных следов
Стресс всегда сопровождается эмоциями, крайнее проявление которых - аффект. Аффект – это ярко выраженные, кратковременные, непроизвольные (и неконтролируемые) защитные реакции организма в ситуации жизненной опасности (в жизненно важной ситуации); аффект оставляет след, имеющий тенденцию к накоплению. Проявления аффекта имеют определенн ...

Основные виды внимания
По характеру происхождения и средствам осуществления различают три основных вида внимания: ü произвольное; ü непроизвольное; ü послепроизвольное. Много усилий было положено нашими психологами для решения вопроса о классификации видов внимания. Начало этой важной работы находим в исследованиях В.М. Бехтерева, который е ...