Проблемы отечественной диагностики интеллектуального (умственного) развития
Страница 5

Инфо по психологии » Проблема исследования интеллекта » Проблемы отечественной диагностики интеллектуального (умственного) развития

В рамках концепции социально-психологических норматива был также сконструирован Тест умственного развития младших школьников (ТУРМШ) (

авторы Е.М. Борисова, В.П. Арсланьян), относительная особенность которого состоит в том, что с его помощью можно оценить уровни развития как наглядного, так и вербального мышления. При этом в обоих видах мышления измеряются одни и те же логические операции: аналоги, классификации, обобщения.

Первый блок (вербальный) включает субтесты, направленные на выявления особенностей словестно-логического понятийного мышления (разработаны два варианта А и Б). Задания состояния из вербального и числового материалов. В блок входят следующие субтест: "Осведомленность", "Квалификация", "Аналоги", "Обобщения" и два математических субтеста.

Второй блок из субтестов, направленных на выявление особенностей невербального мышления, так как развитие в данный образовательно-возрастной период характеризуется переходом от наглядно-образного к словесно-логическому, рассуждающему мышления. Задания подобраны таким же образом, как и в первом блоке, но состоят из карточек с изображениями предметов, животных, растений, геометрических фигур, явлений природы и т.д. В этот блок входят следующие субтесты: "Классификация", "Аналогии", "Обобщения", "Последовательные картинки", "Геометрические аналоги".

Надежность теста определилась повторным тестированием через 3 месяца. Коэффициенты ранговой корреляции располагаются в пределах 0,5 до 0,8 - вербального блока и от 0,52 до 0,84 - для невербального.

Определялся ещё один вид надежности - гомогенность, т.е. вычислялись коэффициенты попарно корреляции задания, которые составляли от 0,88 до 0,92 - вербального блока и от 0,79 до 0,87 - для невербального.

Теоретическая валидность (которая определялась сопоставление успешности по данному тесту с групповым интеллектуальным тестом ГИТ) оказалось равна 0,75, а практическая (определяемая сопоставлением результатов теста со школьной успеваемостью) - 0,53 (для невербального теста) и от 0,5 до 0,69 - для вербального.

Еще один Тест умственного развития подростков (ТУРП),

предназначенный для диагностики учащихся III-V классов, разработан Л.И. Тепловой. Поскольку содержание учебной деятельности младшего подростка составляют не только понятия, но и образы, представления, в тест были введены и задания невербального характера. Построенные на математическом содержании, они включали образы геометрических тел, математические символы и схемы. В заданиях, использующих содержание русского языка, включены схемы слов, предложений, словосочетаний.

Таким образом, все описанные отечественные тесты умственного развития имеют хорошие психологические характеристики, что позволяет считать их объективными инструментами психологическими, полезными в работе школьного психолога.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Возможности использования треннинговых форм работы в социальной сфере. Сущность психосоциальной терапии, её основные методы
Основные методы психотерапии требуют творческой работы психотерапевта, учитывающего как свои собственные возможности, так и особенности больного и обстановки, в которой проводится психотерапия. Индивидуальная психотерапия. Основа психотерапевтического процесса – взаимодействие личности врача и личности больного. Основные задачи: 1) глу ...

Примеры зрительных иллюзий:
Двойственные изображения Иллюзия Пиллсбури, 1900 Кого вы здесь видите? Зайца или утку? Жена или теща (два варианта картинки). Кого здесь вы видите?Молодую девушку или грустную старуху? (Автор первой картинки карикатурист У.Хилл (W.E. Hill, 1915), авторами второй считаются психологи Е.Г. Боринг и Р.В. Липер (E.G. Boring, R.W. Le ...

Предмет и задачи исправительной психологии
Исправительная (пенитенциарная - от лат. "poenitentiarius" - покаянный, исправляемый) психология изучает психологические основы ресоциализации - восстановления утраченных социальных связей и качеств личности, необходимых для нормальной жизнедеятельности в обществе. Пенитенциарная психология исследует проблемы эффективности уго ...