Этапы развития и структура сознанияСтраница 1
Возникновение и развитие сознания человека является одной из самых сложных проблем, встававших перед исследователями, стремившимися осмыслить законы природы.
По представлениям, возникшим еще в глубокой древности и сохранившимся до нашего времени в религиозных верованиях, в организме человека действует какая-то особая сверхъестественная сила – душа, которая является причиной его мыслей, чувств, желаний. В первобытном обществе, когда предметы и явления природы по аналогии с человеком и животными воспринимались как живые и одушевленные силы, еще не было четкой дифференциации «души» и тела. С возникновением анимизма каждая вещь начинает осмысливаться человеком как обладающая отдельной от вещи душой. Это касалось и частей тела человека. Например, у гомеровского человека умственные и эмоциональные свойства локализуются в отдельном органе: в диафрагме – умственная деятельность, в сердце – эмоции, в крови – душа, в печени – жизнь.
Гераклит трактовал душу (психею) как нечто огненное. Огонь – одухотворяющее, мудрое и благородное начало, а вода – низменное. Душу, где больше огня, он называет «сухой». «Сухое сияние – психея мудрейшая и наилучшая» Возвращаясь во влажное состояние психея гибнет, а увлажняясь - слабеет. Дух представлялся Гераклиту в виде пламени, горящего тем ярче и сильнее, чем интенсивнее духовная, умственная жизнь человека. Гераклит отмечал руководящую роль разума, теоретического мышления для чувственного уровня познания.
Согласно атомистической теории душа состоит из мелких и крупных атомов. Душа есть то, что доставляет живым существам движение. Демокрит объясняет зрение человека при помощи истечений, исходящих от видимых предметов и сохраняющих их образы, которые через глаза проникают в тело человека. В бодрствующем состоянии люди воспринимают наиболее энергичные образы, а во сне, когда поры человека закрыты, когда психическое начало слабее, ими овладевают слабые образы отдаленных вещей.
Типичным для этого времени было безличное понимание души. Душа была лишена неповторимости и индивидуальности человеческой личности. По мере развития социальных отношений и культуры, сопровождаемого осознанием ценности личности, формируется потребность в субъективном самоуглублении. Эта новая тенденция проявилась у Сократа. За Сократом и Платон выделяет понятие души как противоположность материальному. Душа для него – вечная «идея», бессмертная сущность, отделенная от тела. Им осуществляется разделение души на несколько частей: разумной, обращенной к идеям, аффективно-волевой и чувственной, обращенной к вожделению. Психические явления делятся на интеллект и на мир чувств. В свою очередь чувственный мир делится на ощущения и восприятия, а интеллект на «ум» и «рассудок».
Для Аристотеля душа и тело неотделимы друг от друга, как форма и материя. Тело – это организм, поскольку оно является совокупностью органов или орудий души; душа – сущность тела. Поэтому учение о душе Аристотеля – это общее учение о жизни и ее функциях, включающее органические ее отправления так же, как и сознательную жизнь. Он различает три вида души – растительную, животную и разумную. Первая специфична для растений, вторая для животных, третья для человека, обладающего познающим и деятельным разумом. Однако все эти три души соединяются в человеке и связаны с различными функциями его души – питательной, чувственной и рассудочной. Трактат Аристотеля «О душе» можно считать итогом того, что дала в области философских проблем психологии античность.
Особенность античной трактовки психики заключается в рассмотрении ее по материалу и по способу организации как отражение жизни космоса. Что бы человек ни думал и не чувствовал, над его умом и сердцем властвуют боги, действия которых в свою очередь подчинены судьбе. У атомистов сознание толковалось, как подчиненное общим законам физического движения. Возможность выбора в волевом действии, предпочтения одного действия другому или одной мысли другой понималась как реализация общих законов космоса.
Социальная типичность эмоций
Каждый человек отличается большой индивидуальностью эмоций, т.к. эмоции вполне определённо зависят от чувственной организации отдельного человека, а также от особенностей его психики, от индивидуальных черт характера и темперамента /Введение в философию 1989, 329/. Каким образом тогда обеспечивается социальная значимость эмоций, их адек ...
Теоретическая
сторона
В основе теории мышечной релаксации лежит утверждение, что разум и тело человека крепко взаимосвязаны. Предполагается, что человек в состоянии нервного напряжения испытывает и мышечное напряжение. И наоборот: человек в состоянии мышечного напряжения начинает испытывать и напряжение умственное. Следовательно, для того, чтобы расслабить т ...
Три теории лидерства
Существует три теории (подхода) в происхождении лидерства:
1. "Теория черт лидера";
2. "Ситуационная теория лидера";
3. "Системная теория лидера".
"Теория черт лидера" - так же она называется харизматической теорией, и состоит в том, что качества и задатки лидера являются врожденными и образую ...