Этапы развития и структура сознания
Страница 2

В средние века разум рассматривается как надмировое начало, которое существует до природы и творит ее из ничего по собственному произволу. Содержание рассуждений о сознании и личности сводилось к «выведению» того и другого из этой высшей реальности. Душа превращалась в носителя самосознания, что вело к противопоставлению психики человека всем другим формам жизнедеятельности, представлению ее в виде самостоятельной сущности.

В период зарождения буржуазного общества в европейской философии происходит переход от понятия души к категории сознания.

Существует две позиции по поводу объяснения перехода сознания от наглядного опыта к отвлеченному, от чувственного к рациональному.

Психологи-идеалисты (Дильтей, Шпрангер и др.) признавали фундаментальный факт перехода от чувственного к рациональному и считали, что уровень отвлеченного сознания – это проявление особых духовных способностей, заложенных в психике человека. Возможность выйти за пределы чувственного опыта и оперировать отвлеченными категориями – это свойство духовного мира и оно тоже налицо только у человека, и этого нет у животных. Это основное положение различных дуалистических концепций, одним из ярких представителей которых был Декарт.

Декарт считал, что животные действуют по закону механики и их поведение можно объяснить строго детерминистически. Человек, в отличие от животного, обладает духовным миром, благодаря которому возникает возможность отвлеченного мышления, сознательного поведения; но не может быть выведен из материальных явлений, корни поведения уходят в свойства духа, которые нельзя объяснить материалистически.

На этих позициях стоял и Кант. По его словам, суть человеческого сознания заключается в том, что оно может выходить за пределы наглядного опыта. Процесс перехода от наглядного к внутренним сущностям заключается в существе человеческого духа.

Немецкий философ Кассирер писал, что человек тем и отличается от животного, что он оказывается в состоянии мыслить и организовывать свое поведение в пределах символических форм (проявляются в знаках, в языке, отвлеченных понятиях), а не только в пределах наглядного опыта.

По мнению философов-идеалистов, эти принципы можно только описывать, но нельзя объяснить. На этой же позиции находятся и психологи-идеалисты.

Вильгельм Вундт, крупнейший психолог XIX века, разделял эту позицию. По его мнению, существуют элементарные процессы ощущения, восприятия, внимания и памяти – они подчиняются элементарным естественным законам и доступны для научного (физиологического) объяснения. В психических же процессах проявляются законы «апперцепции», которые проявляются в активном познании человеком окружающего благодаря активным установкам или воле. Эти процессы активного отвлеченного познания выходят за пределы чувственного опыта, и их можно описать, но нельзя объяснить, так как в них проявляются основные категории человеческого духа. Этим направлением в психологии занималась Вюрцбургская школа. Последователи этого направления посвятили свои интересы анализу законов, лежащих в основе сложных форм мышления и сознания. В результате они пришли к выводу, что сознание и мышление нельзя рассматривать как формы чувственного опыта, мышление протекает без участия наглядных образов или слов и представляет собой специальную категорию психических процессов. Мышление проходит без образа, внечувственно, имеет свои закономерности, которые нельзя связывать с непосредственным опытом.

Психологи-механицисты утверждали, что человеческая психика – это tabula rasa, на который опыт записывает свои заметки. Утверждая, что без опыта в психике ничего не может возникнуть, они считали, что для понимания законов мышления достаточно иметь два элементарных процесса – предчувствие, или чувственный образ и ассоциацию, и мышление – это не что иное, как ассоциация чувственных представлений. Это направление психологии полностью отвергало специфичность и независимость сложнейших форм отвлеченного мышления. Механистический подход психологов-ассоционистов, пытавшихся свести свою задачу к сложнейшим явлениям и составляющим их элементам, был продолжен психологами-бихевиористами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Учение о поведении
В этот исторический период наряду с направлением, выступавшим под названием психологии, в России успешно развивалось еще одно направление, отличное от первого, но оказавшее огромное влияние на мировую научную психологию и произведшее революционный сдвиг в способах причинного объяснения взаимодействий целостного организма со средой. Это ...

Стиль руководства
Слово “стиль” греческого происхождения, первоначально оно означало стержень для писем на восковой доске, а позднее употреблялось в значении “почерк”. Одно из глубоких исследований стиля в современной психологии управления провёл А.А. Журавлёв. Он дал следующее определение: “стиль – это индивидуально-типические особенности устойчивой сис ...

Формирование личности
Фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти пред­по­ла­га­ет раз­ви­тие про­цес­са целеобразования и со­от­вет­ст­вен­но раз­ви­тия дей­ст­вий субъ­ек­та. Дей­ст­вия, все бо­лее обо­га­ща­ясь, как бы пе­ре­рас­та­ют тот круг деятельностей, ко­то­рые они реа­ли­зу­ют, и всту­па­ют в про­ти­во­ре­чие с по­ро­див­ши­ми их мо­ти­ва­ми. Яв­ле­ния та­ко­го п ...