Этапы развития и структура сознания
Страница 7

От рождения до зрелости человек проходит сложный путь психического развития. Существует большое количество подходов к проблеме развития психики ребенка. Рассмотрим характеристики психологического содержания стадий, выделенных А.Н. Леонтьевым.

Стадия новорожденности, которая длится до 2-х месяцев ребенка. Образ жизни ребенка мало отличается от внутриутробного периода: сон занимает 4/5 всего времени, внешняя активность сосредоточена на удовлетворении своих потребностей в пище, ручные и переместительные движения отсутствуют. Однако уже на этой стадии начинается формирование поведения в виде простейших актов, а также формирование сферы ощущений. Развиваются ощущения со стороны губ, рта, щек; происходит развитие ориентировочных реакций (затихание при шепоте мамы). В 3-4 недели появляется реакция в виде оживления, которая проявляется в улыбке ребенка на разговор человека. У ребенка начинают появляться первые признаки предметного восприятия.

В раннем младенческом возрасте (2 – 6 месяцев) ребенок начинает оперировать предметами, начиная с попыток все схватить, ощупать с одновременной зрительной фиксацией – происходит формирование зрительно-осязательных связей, лежащих в основе предметного восприятия. Ребенок начинает узнавать людей и вещи. Развивается зрительное сосредоточение и зрительное ожидание.

Поздний младенческий возраст (6 – 14 месяцев) характеризуется первым осмысливанием предметов. В ходе установленного «предметного» контакта начинает формироваться речь ребенка. Он все чаще начинает отвечать действием на слово взрослого. Позже появляются жесты, обращенные к взрослому, чаще действия ребенка сопровождаются звуками, обозначающими нечто объективное. Появляется подражание взрослому. У ребенка появляется возможность овладения общественно выработанными способами действий. Большой палец руки при операциях противопоставляется остальным, что характерно только для человека. К концу периода ребенок начинает самостоятельно передвигаться.

Преддошкольный период характеризуется возникновением и первоначальным развитием человеческой, общественной по своей природе деятельности ребенка и специфической для человека формой сознательного отражения действительности. Малыш овладевает человеческим отношением к непосредственно окружающему его миру предметов. В процессе игры у ребенка интенсивно развиваются восприятие, способность к анализу и обобщению. Продолжается подражание взрослым и начинается формирование основных функций мышления.

Дошкольный возраст (3 – 7 лет) характеризуется появлением сюжетных игр, способствующих овладению социальными взаимоотношениями мира людей. Происходит формирование творческого воображения и способность произвольно управлять своим поведением.

Младший школьный возраст (7 – 12 лет) – это новый этап развития психики ребенка. Система отношений с окружающим миром определяется не только взаимоотношениями со взрослыми, но со сверстниками. Появились обязанности перед обществом, от которых зависит его будущее, его место в социуме. Особенно интенсивно происходит развитие мышления, речи. В процессе обучения начинается развитие личности. Исключительно важную роль играет коллектив. Происходит разделение деятельности на «мужскую» и «женскую».

Подростковый возраст и начало юности (13-14 до 17-18 лет) – дальнейшее развитие познавательных психических процессов и формирование личности. Ребенок все больше включается в жизнь общества, начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.

В последующий период жизни у человека происходит целенаправленное развитие определенных психических функций, которые являются более значимыми для основного вида деятельности конкретного человека. Это возможно в связи с тем, что эти функции находятся в условиях оптимальной нагрузки, усиленной мотивации, операционных преобразований.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Техника аутогенной тренировки по Шульцу
Выделяют две ступени аутогенной тренировки: 1) низшая ступень — обучение релаксации с помощью упражнений, направленных на вызывание ощущения тяжести, тепла, на овладение ритмом сердечной деятельности и дыхания; 2) высшая ступень — аутогенная медитация — создание трансовых состояний различного уровня. Низшую ступень, аутогенной трениров ...

Групповая динамика
Групповая динамика – это совокупность групповых действий и интеракций, возникающих в результате взаимоотношений и взаимодействий членов группы их деятельности и влияния членов на окружение, и представляет собой развитие или движение группы во времени. Задачи группы тренинга - совершенствование навыков общения, межличностного стиля взаи ...

Заключение.
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы: - Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого чело ...