Этапы развития и структура сознания
Страница 7

От рождения до зрелости человек проходит сложный путь психического развития. Существует большое количество подходов к проблеме развития психики ребенка. Рассмотрим характеристики психологического содержания стадий, выделенных А.Н. Леонтьевым.

Стадия новорожденности, которая длится до 2-х месяцев ребенка. Образ жизни ребенка мало отличается от внутриутробного периода: сон занимает 4/5 всего времени, внешняя активность сосредоточена на удовлетворении своих потребностей в пище, ручные и переместительные движения отсутствуют. Однако уже на этой стадии начинается формирование поведения в виде простейших актов, а также формирование сферы ощущений. Развиваются ощущения со стороны губ, рта, щек; происходит развитие ориентировочных реакций (затихание при шепоте мамы). В 3-4 недели появляется реакция в виде оживления, которая проявляется в улыбке ребенка на разговор человека. У ребенка начинают появляться первые признаки предметного восприятия.

В раннем младенческом возрасте (2 – 6 месяцев) ребенок начинает оперировать предметами, начиная с попыток все схватить, ощупать с одновременной зрительной фиксацией – происходит формирование зрительно-осязательных связей, лежащих в основе предметного восприятия. Ребенок начинает узнавать людей и вещи. Развивается зрительное сосредоточение и зрительное ожидание.

Поздний младенческий возраст (6 – 14 месяцев) характеризуется первым осмысливанием предметов. В ходе установленного «предметного» контакта начинает формироваться речь ребенка. Он все чаще начинает отвечать действием на слово взрослого. Позже появляются жесты, обращенные к взрослому, чаще действия ребенка сопровождаются звуками, обозначающими нечто объективное. Появляется подражание взрослому. У ребенка появляется возможность овладения общественно выработанными способами действий. Большой палец руки при операциях противопоставляется остальным, что характерно только для человека. К концу периода ребенок начинает самостоятельно передвигаться.

Преддошкольный период характеризуется возникновением и первоначальным развитием человеческой, общественной по своей природе деятельности ребенка и специфической для человека формой сознательного отражения действительности. Малыш овладевает человеческим отношением к непосредственно окружающему его миру предметов. В процессе игры у ребенка интенсивно развиваются восприятие, способность к анализу и обобщению. Продолжается подражание взрослым и начинается формирование основных функций мышления.

Дошкольный возраст (3 – 7 лет) характеризуется появлением сюжетных игр, способствующих овладению социальными взаимоотношениями мира людей. Происходит формирование творческого воображения и способность произвольно управлять своим поведением.

Младший школьный возраст (7 – 12 лет) – это новый этап развития психики ребенка. Система отношений с окружающим миром определяется не только взаимоотношениями со взрослыми, но со сверстниками. Появились обязанности перед обществом, от которых зависит его будущее, его место в социуме. Особенно интенсивно происходит развитие мышления, речи. В процессе обучения начинается развитие личности. Исключительно важную роль играет коллектив. Происходит разделение деятельности на «мужскую» и «женскую».

Подростковый возраст и начало юности (13-14 до 17-18 лет) – дальнейшее развитие познавательных психических процессов и формирование личности. Ребенок все больше включается в жизнь общества, начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.

В последующий период жизни у человека происходит целенаправленное развитие определенных психических функций, которые являются более значимыми для основного вида деятельности конкретного человека. Это возможно в связи с тем, что эти функции находятся в условиях оптимальной нагрузки, усиленной мотивации, операционных преобразований.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Определение валидности теста
Валидность — наиболее важное из всех требований, которым должен удовлетворять психологический тест или любая другая отборочная процедура: необходимо доказать, что данный тест или данная отборочная процедура действительно измеряют тот параметр, для измерения которого они предназначены. Различают несколько типов валидности. Критериальная ...

Психология установки Д.Н. Узнадзе
Широкую известность получила выдвинутая и разработанная Д.Н. Узнадзе, его учениками и сотрудниками концепция психологии установки. Установка есть неосознанное состояние, предваряющее и определяющее развертывание любых форм психической деятельности. Установка выступает как состояние мобилизованности, готовности к действию, состояние, об ...

Этапы формирования энграмм
Энграмма — след памяти, сформированный в результате обучения. Описание памяти может быть выполнено по динамике развития процессов, приводящих к формированию энграммы, по состоянию памяти, характеризующему ее готовность к воспроизведению энграммы, по устройству, характеризующему состав энграммы. Наконец, еще один способ — это описание па ...