Психиатрический и психологический подход к пониманию психологического здоровья личности

Инфо по психологии » Понятие о психологическом здоровье и личности » Психиатрический и психологический подход к пониманию психологического здоровья личности

Приспособление людей к окружающей природной и социальной среде сугубо индивидуально. Большинство людей справляется с этой задачей. Но некоторые индивиды, слишком "хрупкие" или плохо подготовленные к жизни, не могут адекватно воспринимать и решать возникающие проблемы. У них отмечается аномальное развитие и неадаптивное поведение.

На всех этапах общественного развития люди пытались выявить причины такого "не вкладывающегося в определенные рамки" поведения. Так, на протяжении древности, средних веков и позднее психическое нездоровье (безумие) считалось следствием одержимости бесом, присутствием "злого духа", которых следовало изгонять с помощью заклинаний и жестокого обращения. История содержит огромное количество фактов, когда "ведьм" и "колдунов" заковывали в цепи, содержали в тюрьмах, сжигали на костре, забрасывали камнями, отдавали на "растерзание" возбужденной толпе: и только в конце XVIII в. французский врач Ф. Пинель потребовал относиться к "умалишенным" как к "психически больным" людям. Этот гуманный акт и открыл эру психиатрии.

До недавнего времени именно психиатрия занималась изучением и описанием психических особенностей людей, поведение которых не укладывалось в общепринятые рамки нормального. Именно врачи-психиатры дали подобные описания крайних вариантов нормы, слабо выраженных (пограничных с нормой) болезненных изменений психики человека, а также ярко выраженных психических болезней, симптомы которых укладывались в те или иные синдромы.

Психологи занимались преимущественно исследованием психики здоровых людей. Однако в настоящее время уже ни у кого не возникает сомнений и дискретности границ между "нормой" и "патологией".

Рассмотрение проблемы соотнесения особенностей "психологической нормы" и "психических отклонений" довольно широко представленной в современных научных и практико-ориентированных публикациях, свидетельствует о том, что она пока еще далека от решения в виду своей сложности. Ее решение осложняет и недостаточная изученность сущности психического и принципов его организации, наличие большого спектра теоретико-методологических подходов к пониманию личности человека, содержания и границ "нормального" и "аномального" в психике и т.д.

Все более и более определяется круг психологических проблем, решение которых связано с совместной деятельностью психологов и психиатров. На необходимость их профессионального взаимодействия указывал еще немецкий психиатр Э. Крепелин. По этому поводу он писал, что психиатр непременно должен быть психологом, хотя бы эмпирическим. Он сам являл яркий пример этому (вспомним предложенные им и ставшие уже классическими психодиагностические методики свойств внимания и др.). Равно как и психолог должен быть знаком как с основными разграничениями между нормой и патологией, так и с различными формами психических расстройств.

Здесь следует обратить внимание на взаимодействие, взаимопроникновение двух подходов к оценке нормальной и измененной психики – нозоцентрического (нозос – болезнь) и нормоцентрического. Особую важность это приобретает при оценке особенностей пограничных состояний, занимающих промежуточное положение между устойчивой нормой и ярко проявившейся психической болезнью. Эти два подхода кратко охарактеризованы в книге: Психология./Под ред. А.А. Крылова. СПб, 1998. С. 426.

Причины психических болезней до сих пор неясны, хотя о некоторых из них говорят вполне достоверно. Установлено, что многие психические расстройства возникают под влиянием микроорганизмов (тиф или другое заболевание с высокой температурой могут вызвать стойкие приступы бреда); нарушения в нервной системе (повреждение лобных долей мозга может быть причиной нарушения ориентации в местонахождении и восприятии времени); генетическое наследование (болезнь Дауна, при которой нарушается хромосомная структура генного аппарата, приводящая к стойким интеллектуальным нарушениям – идиотии). Наконец, открытие психовозбуждающих и успокаивающих фармакологических веществ, влияния гормонального статуса на уровень психического самочувствия показали важную роль биологических механизмов в развитии некоторых поведенческих расстройств.

Аномальное развитие личности может различаться в широком диапазоне – от легких (как вариант нормы) до глубоких (болезненных). Мы поведем ниже речь об аномалиях личности, проявляющихся в рамках нормы, либо являющихся пограничными. Современная психология подразделяет все аномалии на невротические – неврозы (возникающие вследствие внутреннего конфликта) и психотические – психозы (появляющиеся в неспособности адаптироваться к реальности). Неврозы и психозы являются, как правило, следствием психических травм (моральные потрясения, стрессы, перегрузки, утрата близкого человека, отвергнутая любовь, дружба, нарушение значимых межличностных отношений и др.) и являются социально и личностно обусловленными.


Возможности использования треннинговых форм работы в социальной сфере. Сущность психосоциальной терапии, её основные методы
Основные методы психотерапии требуют творческой работы психотерапевта, учитывающего как свои собственные возможности, так и особенности больного и обстановки, в которой проводится психотерапия. Индивидуальная психотерапия. Основа психотерапевтического процесса – взаимодействие личности врача и личности больного. Основные задачи: 1) глу ...

Развитие речи детей в норме
Как правильно оценить состояние речи своего малыша? Как и когда ребенок должен заговорить? В каких случаях стоит волноваться, а в каких – просто подождать. Как не пропустить момент, когда ему, возможно, потребуется ваша помощь или помощь специалистов? Эти и другие непростые вопросы задают себе те родители, которым не безразлично, каким ...

Подарки
Перед игрой взрослый готовит различные привлекательные для детей мелочи: маленькие игрушки, ленточки, значки, коробочки, косынки, мишуру и пр., которые детям приятно было бы получить в подарок. Все это заранее раскладывается на специальном столе и закрывается тканью, чтобы дети раньше времени не обнаружили это «богатство». В группе объ ...