Группы возрастных периодизаций по Л.С. Выготскому
Страница 1

Возрастная психология » Группы возрастных периодизаций по Л.С. Выготскому

В свое время А. Гезелл, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Л. С. Выroтский и др. выделяли разнообразные основания для построения периодизации. Систематизация этих попыток была предпринята Л. С. Выготским в работе «Проблема возраста» (1984). Все существующие к тому времени периодизации Л. С. Выготский разделил на 3 группы, и это деление оказалось столь методологически удачным, что появляющиеся современные периодизации часто успешно вписываются в предложенную им систематизацию.

Первую группу составили периодизации, созданные не путем расчленения самого развития личности на этапы, а по аналогии со стуnенчатообразным построением других процессов развития. Этот вид периодизаций можно назвать периодизациями по внешнему критерию.

Таковой, в частности, является известная периодизация Ст. Холла, созданная по аналогии с развитием общества. Он выделял:

1) стадию рытья и копания (0-5 лет);

2) стадию охоты и захвата (5-11 лет);

3) пастушескую стадию (8-12 лет);

4) земледельческую стадию (11-15 лет);

5) стадию промышленности и торговли (15-20 лет), соотнося их с животной стадией развития общества, периодом овладения охотой и рыболовством, концом дикости и началом цивилизации, периодом романтизма и т.п.

Французский психолог Рене Заззо строил периодизацию детства в соответствии с принятыми во Франции ступенями обучения и воспитания детей. Он выделял шесть периодов:

1) раннее детство – 0-3 года;

2) дошкольный возраст – 3-6 лет;

3) начальное школьное образование – 6-9 лет;

4) стадия обучения в средней школе – 9-12 лет;

5) стадия получения общего образования – 12-15 лет;

6) стадия получения профессионального образования – 15-18 лет.

Р.Заззо считал, что задачей психологов является не установление некоторых новых возрастных стадий, а только психологическое объяснение уже существующих.

Л.С Выготский признавал правомерность такой периодизации, считал, что процессы детского развития тесно связаны с воспитанием ребенка и обращал внимание на положительный момент таких периодизаций, заключающийся в выявлении важности смены социальных позиций ребенка, которые в решающей степени обусловлены именно организацией его воспитания и обучения.

Такие периодизации существуют практически во всех странах, они представляют собой «общественно-детерминированные последовательные звенья процесса воспитания и являются научно правомерными исходными пунктами для подразделения психического развития на этапы» (Д.Б. Эльконин, 1989).

Ко второй группе (самой многочисленной) Л.С. Выготский отнес периодизации, которые основаны на каком-либо одном (или нескольких) отдельно взятом признаке развития.

Пример простейшей периодизации такого типа он берет у Павла Петровича Блонского. П.П.Блонский взял за основу периодизации детства такой признак созревания организма, как состояние зубов ребенка и выделил:

1) беззубое детство;

2) молочнозубое детство;

3) период смены зубов;

4) стадии прорезывания премоляров и клыков;

5) постояннозубое детство.

Он считал, что процесс развития определяется нарастанием энергетических ресурсов организма, которые и задают время кальцинации - окостенения скелета, смену зубов. По мнению Л.С.Выготского, такой прямой параллелизм ничем не подтвержден, не говоря уже о том, что и выделенные периоды неравнозначны: скажем, время прорезывания зубов очень важно для ребенка, а переход к постояннозубому детству ничем в психическом плане не примечателен.

В эту же группу Л.С.Выготский помещает периодизацию, предложенную В. Штерном, основанием которой является собственно психологический, а не биологический критерий – собственная активность человека. Так, к примеру, В. Штерн говорит о периоде, когда ребенок только играет, о периоде сознательного учения с разделением игры и труда, о периоде юношества с развитием самостоятельности и началом трудовой деятельности. В. Штерну же принадлежит и периодизация, в основание которой положено развитие речи с выделением фазы первого слова, фазы однословных и двусловных предложений, фазы грамматизации и т.д.

Страницы: 1 2 3


Основные новообразования периода старости
В противовес пессимизму обыденных представлений о старости психологи говорят о таких своеобразных новообразованиях старческоrо возраста, как: 1) чувство принадлежности к группе или группам; 2) чувство, что «ты здесь дома» - личностный комфорт во взаимодействии с людьми; 3) чувство общности с другими людьми, переживание похожести на н ...

Техники релаксации
Наиважнейшим понятием при занятиях релаксацией является генерализация, то есть распространение эффекта релаксации. Дело в том, что несистематические и поверхностные занятия релаксацией дают лишь временный, неполный эффект. И только регулярные занятия по правильной методике приводят к стойкой генерализации эффекта — тогда у человека стой ...

Основные отрасли психологии
Современная психология – это весьма разветвленная наука, имеющая много отраслей. Отрасли психологии представляют собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных психологических исследований. Причем из-за бурного развития психологической науки каждые четыре-пять лет появляются новые направления. Возникновение отрасле ...