Понятие о психическом равновесии

Еще одним критерием психологического здоровья среди многочисленных признаков его выраженности является феномен психического равновесия. Он включает гармонию взаимодействия различных сфер личности – эмоциональной, волевой, познавательной. Ее нарушения приводят к личностной деградациям, деструкциям, социальной и персональной дезадаптации. Именно критерий психического равновесия связан и с целостным развитием личности, ее адаптивными возможностями и свойствами, их адекватностью реакций на внешние воздействия. Рассматриваемый нами феномен значительно определяется спецификой интеграционных процессов в структуре личности. Считается, что психическое здоровье может соответствовать и степени интеграции разнообразных событий своей жизни (в контексте прошлого, настоящего, будущего), своего субъективного опыта и формируемых личностно картин мира, и количество общих социальных систем, в которые включается человек А.Г. Асмолов называет его смыслостроительтвом своей личности; В.А. Петровский – конвергенцией в структуре отраженной субъективности; Г.С. Абрамова – живым сознанием; Ф.Е. Василюк – надситуативным смыслом. Нарушения психического здоровья не всегда определяются психическим заболеванием и связаны не только с изменением организма, но и с отсутствием условий развития личности, включения в социальную структуру общества.

Разграничение психологического и социального здоровья человека весьма условно, т.к. свойства личности развиваются только в социуме, обществе, в которые она включена. Эти особенности личности можно описать через проявления индивидуальной и социальной субъектности, подробная характеристика которых дана в предыдущем материале. Здесь же напомним, что анализ личности как индивидуальной, социальной субъектности может дать более полную ее характеристику ее психологического здоровья.

Все отмеченное позволяет рассматривать психическое здоровье как меру способности индивида поддерживать, осуществлять и развивать индивидуальную и социальную субъектность в изменяющемся мире, и социальное здоровье как меру активного и автономного поддержания и развития жизненных сил персональными и социальными субъектами при изменяющемся жизненном пространстве, как совокупность особенностей восприятия личных и принятия общественных межсобытийных отношений.


Проективная методика "Три дерева"
Ребенку предлагается нарисовать на одном горизонтально расположенном листе бумаги три каких-либо дерева, а затем сравнить их с членами своей семьи Сравнивая деревья с членами семьи, дети обычно выбирают себя и родителей. Но иногда это может быть брат, сестра, бабушка, дедушка или любой другой человек, например, сосед. В этом случае в ...

Напряженные ситуации педагогической деятельности
Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования. По степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т.е. профессионалов, непосредственн ...

Воля
Волю можно определить как некоторый до сих пор до конца не познанный по своей природе вид энергии, с помощью которого человек может разумно и сознательно управлять своим поведением, а также собственными психическими процессами и состояниями. Воля - это также то, с помощью чего человек на сознательной и разумной основе оказывает влияние ...