Субъективность как фактор психологического здоровья

Инфо по психологии » Понятие о психологическом здоровье и личности » Субъективность как фактор психологического здоровья

Развивая это положение, Е.Р. Калитеевская и В.И. Ильичева пишут о том, что психическое здоровье – это мера способности человека трансцендентировать свою социальную и биологическую детерминированность, выступать активным и автономным субъектом собственной жизни в изменяющемся мире.

Субъектность, как одно из качеств психического здоровья, определяет путь нормального развития как развития, ведущего человека к обретению им родовой человеческой сущности – отношению к другому человеку как ценности, потребности в позитивной свободе, осмысленности жизни, активной позиции в мире. Исходя из этого, речь может идти и о его многоуровневой субъектной регуляции. Это положение имеет немаловажное значение в психологической работе с клиентами. И психологическое консультирование, и психокоррекция, и психотерапия, и психотренинги (как формы психологической и социальной коррекции и реабилитации) обращены к определенным инстанциям, регулирующим активность субъекта. Так, помощь может быть направлена непосредственно на снятие, купирование соматических и психических расстройств. В этом случае объектом работы являются структуры, ответственные за уровень психофизиологических состояний. Подобная ориентация характерна, главным образом, для официальной медицины.

Учитывая, что над психофизиологическим уровнем регуляции надстраиваются в иерархической последовательности три собственно психологических уровня: инструментально – экспрессивный, смысловой и экзистенциональный, психолог не ограничивается только первым, а работает глубже на всех четырех уровнях. Так, обращаясь к инструментально – экспрессивному уровню, психолог может помочь клиенту изменить стилевые характеристики субъектности, развить социальные навыки, т.е. сформировать в какой – то степени необходимую адаптивность к текущим ситуациям.

Обращаясь же к высшим уровням субъектности – смысловому и экзистенциальному, обеспечивающим возможность личностного выбора и автономного развития, психолог может помочь человеку "запустить" новые продуктивные механизмы, обеспечивающие процесс личностного развития в новых, порой неблагоприятных, условиях. К таким механизмам относятся самотрансценденция, самопознание, способность к позитивной дезинтеграции, принятие решений в направлении будущего, готовность к изменениям и способность видеть альтернативы, тенденция исследовать и эффективно использовать свои ресурсы, нести ответственность за сделанный выбор. Влияние уровня развития субъектности проявляется в моменты, когда клиент "вырывается" из привычных смыслов и делает шаг к новым, лежащим в его "субъектных основаниях" как зрелой личности.


Символика
Согласно E. Heimendahl, фиолетовый цвет - это самый двойственный и противоречивый цвет”. “Ни один другой цвет не заполняет собой столь явно промежуточное положение между жизнью и смертью” (Heimendahl E., 1961). K. Köstlin [] считает, что в соединении синего и красного цвета в фиолетовом нет подлинного слияния. По его мнению, в фио ...

Психология возрастных этапов развития человека. Психическое развитие в младенчестве. Кризис новорожденности (0-2 месяца)
Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения. Шкала Апгар – тест на жизнеспособность, который используется сразу после рождения ребенка, в течение первых 5 минут жизни. Критерии жизнеспособнос ...

Общая психологическая подготовка. Совершенствование саморегуляции и формирования адекватного отношения спортсменов к спортивной жизни
Способы совершенствования саморегуляции спортсмена: 1. Использовать метод упражнения, создавать повторяемость ситуации, которые оказывают неблагоприятное воздействие на спортсмена с целью его привыкания к ним (метод упражнения). 2. Моделирование условий, приближенных к условиям соревнований. 3. Вырабатывать индивидуальный стиль самор ...