Жизненная среда и психическое здоровье личности

Инфо по психологии » Понятие о психологическом здоровье и личности » Жизненная среда и психическое здоровье личности

Психическое здоровье личности связано и с окружающей его жизненной средой (жизненным пространством).

Жизненная среда – совокупность, состоящая из природной, искусственной, жилой и рабочей среды, внутренней среды самого человека с его телесным и духовным содержанием. Жизненная среда оказывает разностороннее влияние на человека; его физическое, психическое и социальное здоровье. Человек постоянно находится в жизненной среде. Она может изменяться как структурно, так и содержательно в зависимости от возраста, профессии, социального статуса индивида и др.

Жизненная среда формируется самим человеком и определяет, нередко, его активность независимо от психического и социального развития.

Жизненная среда влияет на человека своим химическим составом и физической конфигурацией. Созданная человеком жизненная среда неизбежно вызывает целый комплекс реакций – физических, биологических, психологических, социальных. Посредством их человек объясняет среду, наделяет значением, обусловленным социальным, культурным и историческим развитием.

Взаимодействуя с жизненной средой, человек включается в ее структуру, пространственное устройство, формирует ее психологическое и социальное значение. Несмотря на разнородность структуры, жизненная среда воздействует на человека как единое целое.

Одним из компонентов жизненной среды является экологический.

Математическая и статистическая обработка эмпирического материала позволила описать характер тех внутренних изменений, которые происходят под влиянием внешних условий у различных групп населения. Прежде всего, это касалось отношений личности к себе, группе, микро-макросоциуму, деятельности и структуре самосознания, проявляющихся на индивидуальном, межличностном и межгрупповом уровнях взаимодействия.

Другой из специфических характеристик психического здоровья является интенсивное формирование социально-личностных стереотипов. Это неминуемо приводит к стереотипным реакциям, которые быстро закрепляясь, становятся ее ригидным "ядром", ведут к утрате своего "Я", деперсонализации, отчуждению от общества, социума, созданию собственной модели поведения, не всегда адекватной социальной ситуации. Зафиксирована деформация Я – образа, как интегративного показателя структуры самосознания, его "отрыв" от индивидуальности и от реальной обстановки. Вследствие чего, самосознание индивида является субъективно-умозрительным. Это дестабилизирует проявление диады "тревожность – дельта притязаний", отрицательно влияет на его составляющие и формирует конфликтную самооценку, искажающую реальность. Мы полагаем, что в анализируемой социальной обстановке начинают играть роль не интернальные, но экстернальные свойства личности, стимулирующие формирование неадекватных компенсаторных систем, увеличение роли субъективности социального восприятия и своеобразных способов самозащитного поведения. В этой связи возникает потребность в новой социальной идентификации индивидуальных и социальных субъектов.

Существенной характеристикой субъектности являются жизненные стратегии. Они связаны с такими детерминантами, как локус контроля, целеполагание, принятие решений. От их особенностей зависит характер социального мышления, психологического и социального времени.


Результаты исследования
В результате проведенного исследования, по определению типов темперамента, нами были получены следующие данные (Диаграмма 1). Холерик-экстраверт — 21,4%, характерны такие черты как: нестабильность, раздражительность, беспокойство, агрессивность, возбудимость, переменчивость,импульсивность, оптимизм, активность. Сангвиник-экстраверт ...

Проблема формирования культуры профессионального мышления в теории и практике подготовки учителей. Состояние сформированности культуры профессионального мышления у учителей
По мнению А.И. Пискунова, главной функцией школьного учителя является «максимальное обеспечение развития всех сторон личности ребенка, подростка, юноши, нравственного, в самом широком его понимании, эстетического, физического, интеллектуального с учетом индивидуальных возможностей, интересов и склонностей, что в совокупности и составляе ...

Характер
Характер – приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности со средой, составляющие тип её жизнедеятельности. Характер выступает как форма проявления личности, её готовности осуществлять в более или менее типичных ситуациях при определенных условиях те или иные фиксированные формы/способы поведения. В ...