Жизненная среда и психическое здоровье личности
Психическое здоровье личности связано и с окружающей его жизненной средой (жизненным пространством).
Жизненная среда – совокупность, состоящая из природной, искусственной, жилой и рабочей среды, внутренней среды самого человека с его телесным и духовным содержанием. Жизненная среда оказывает разностороннее влияние на человека; его физическое, психическое и социальное здоровье. Человек постоянно находится в жизненной среде. Она может изменяться как структурно, так и содержательно в зависимости от возраста, профессии, социального статуса индивида и др.
Жизненная среда формируется самим человеком и определяет, нередко, его активность независимо от психического и социального развития.
Жизненная среда влияет на человека своим химическим составом и физической конфигурацией. Созданная человеком жизненная среда неизбежно вызывает целый комплекс реакций – физических, биологических, психологических, социальных. Посредством их человек объясняет среду, наделяет значением, обусловленным социальным, культурным и историческим развитием.
Взаимодействуя с жизненной средой, человек включается в ее структуру, пространственное устройство, формирует ее психологическое и социальное значение. Несмотря на разнородность структуры, жизненная среда воздействует на человека как единое целое.
Одним из компонентов жизненной среды является экологический.
Математическая и статистическая обработка эмпирического материала позволила описать характер тех внутренних изменений, которые происходят под влиянием внешних условий у различных групп населения. Прежде всего, это касалось отношений личности к себе, группе, микро-макросоциуму, деятельности и структуре самосознания, проявляющихся на индивидуальном, межличностном и межгрупповом уровнях взаимодействия.
Другой из специфических характеристик психического здоровья является интенсивное формирование социально-личностных стереотипов. Это неминуемо приводит к стереотипным реакциям, которые быстро закрепляясь, становятся ее ригидным "ядром", ведут к утрате своего "Я", деперсонализации, отчуждению от общества, социума, созданию собственной модели поведения, не всегда адекватной социальной ситуации. Зафиксирована деформация Я – образа, как интегративного показателя структуры самосознания, его "отрыв" от индивидуальности и от реальной обстановки. Вследствие чего, самосознание индивида является субъективно-умозрительным. Это дестабилизирует проявление диады "тревожность – дельта притязаний", отрицательно влияет на его составляющие и формирует конфликтную самооценку, искажающую реальность. Мы полагаем, что в анализируемой социальной обстановке начинают играть роль не интернальные, но экстернальные свойства личности, стимулирующие формирование неадекватных компенсаторных систем, увеличение роли субъективности социального восприятия и своеобразных способов самозащитного поведения. В этой связи возникает потребность в новой социальной идентификации индивидуальных и социальных субъектов.
Существенной характеристикой субъектности являются жизненные стратегии. Они связаны с такими детерминантами, как локус контроля, целеполагание, принятие решений. От их особенностей зависит характер социального мышления, психологического и социального времени.
Изоморфизм
При объяснении фи-феномена необходимо учитывать соответствие между гештальтами в переживании непосредственно созерцаемого и в процессах, совершающихся при этом в головном мозге. Эта идея, получившая название изоморфизма (по-гречески isos – одинаковый, morphe – форма, изоморфизм – соответствие между гештальтами в переживании непосредстве ...
Обработка данных по приложению №1
ОБЩИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Испытуемый обижен.
СЕМАНЕСТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Анализируем положение рисунка на листе. Рисунок расположен в центре листа - это символизирует норму (необходимо помнить, что норма - это понятие относительное).
ГРАФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
Идеомоторный аспект.
Прерывностей линий нет, степень нажатия средняя. Наличие ш ...
Деятельность как основание личности
Главная задача состоит в том, чтобы выявить действительные «образующие» личности — этого высшего единства человека, изменчивого, как изменчива сама его жизнь, и вместе с тем сохраняющего свое постоянство, свою аутоидентичность.
Реальным базисом личности человека является совоку ...