Диссинхрония

Диссинхрония – психологическое явление, свойственное многим людям, но особенно ярко проявляющееся у интеллектуально одаренных детей в связи с их гетерогенным развитием. Как полагает Ж.Ш. Террасье, диссинхрония – это состояние интеллектуально одаренного ребенка, испытывающего затруднения при контактах со своим окружением. Обычно диссинхрония проявляется на социальном и психическом уровнях. Первый уровень выражается "разрывом" между ребенком и его окружением – быстротой его интеллектуального развития и средней (или низкой) скоростью развития других детей. Внутренняя диссинхрония проявляется в противоречивости развития отдельных психических функций самого ребенка, например, очень быстрый темп чтения может сопровождаться затруднениями в психомоторике, т.е. с трудностями письма или быстрое интеллектуальное развитие "соседствует" с замедленным эмоциональным становлением психики и др.

Социальная и внутренняя диссинхрония являются основанием возникновения, как правило, весьма напряженной и некомфортной социально-психологической обстановки в школе, классе. Так И.Ф. Сибгатулина отмечает, что по указанным причинам у одаренного ребенка "гибнет" интерес к учебе, он становится рассеянным, "погружается в собственные сценарии развития", проявляет агрессию или "уходит в себя". В целом, ребенок остается беззащитен, так как педагоги нередко таких детей "не принимают". Ребенок вынужден "выстраивать" для себя целую систему психологических защит и от школы, и от родителей, и от учителя, которые являются и путями протеста, и путями приспособления к окружению и самому себе.

А. Маслоу выделил несколько уровней функционирования одаренного ребенка в своем жизненном пространстве: уровень выживания (ребенок в ситуации находится лишь физически и отчаянно борется за сохранение своего Я во внешнем окружении); второй уровень – обороны (ребенок сохраняет свое "Я", старается удержать свои позиции и борется против всего, что квалифицируется им как угроза); третий уровень – уровень уверенности (ребенок находит компромисс в преодолении социального отчуждения и неприятия, старается учиться, самоутверждаться, саморазвиваться); четвертый уровень – процветание (преобладание творческих, продуктивных занятий). Однако, четвертого уровня, к сожалению, далеко не всегда может достичь одаренный ребенок – нередко преобладают первых 2 уровня.

Синдром диссинхронии негативно влияет и на развитие самопринятия, самоценности одаренного ребенка, свидетельствуя о негативных особенностях психологического здоровья.


Руководство психокоррекционной группой
Важную роль в групповой коррекции играет поведение психолога, которое в значительной степени определяется его теоретической ориентацией. Позиция его может быть директивной и недирективной. Основные задачи группового психолога: 1. Побуждение членов группы к проявлению отношений, установок поведения, эмоциональных реакций, а так же разр ...

Исторические типы брака
В истории человечества существовали иногда одновременно, но в разных местах, четыре системы брачных отношений:- групповой брак – брачный союз нескольких мужчин и женщин (повсеместно был распространен в первобытном обществе);- полигиния – один мужчина и несколько женщин (этот тип особенно присущ скотоводам-кочевникам);- полиандрия – од ...

Таламическая концепция Кэннона - Барда
В 1928 году Ульям Кэннон и П. Бард сформировали свою таламическую концепцию эмоций, где центральной составляющей в запуске эмоциональных состояний являлся таламус. По их мнению, таламус выполняет роль "диспетчера", который при возникновении эмоциональных ситуации одновременно посылает информацию вегетативной нервной системе и ...